Hveprv - Магический портал

Сказа́ние о сотворе́нии Бо́гом Ада́ма - славянский ветхозаветный апокриф , рассказывающий библейскую историю сотворения Богом первого человека Адама . Сказание основано на дуалистическом представлении о мире и по этой причине в создании Адама участвует как Бог, так и дьявол .

Несмотря на то, что Сказание сохранилось в списках XIV (южнославянские списки) и XVII -XVIII (русские списки) веков, исследователи связывают происхождение его текста с болгарской богомильской ересью , возникшей в X веке. Свидетельством этого является сообщение Повести временных лет , которая под 1071 годом содержит рассказ о волхвах , появившихся в Новгороде и вкладывает в их речь схожее сказание.

Сюжет

Согласно Сказанию Бог создаёт человека не как в Библии «из праха земного », а из восьми различных веществ:

…взяв земли горсть от восьми частей: 1) от земли - тело, 2) от камня - кости, 3) от моря - кровь, 4) от солнца - глаза, 5) от облака - мысли, 6) от света - свет, 7) от ветра - дыхание, 8) от огня - теплоту.

Когда Бог оставил тело Адама чтобы взять для него глаза от солнца, то дьявол «вымазал его калом, тиной и соплями ». Бог отёр это и, смешав со слезами Адама, создал собаку. Когда Бог второй раз оставил тело Адама чтобы принести ему из горнего Иерусалима дыхание, то дьявол «взял палку и истыкал всего человека Адама и впустил в него семьдесят недугов ». После сотворения Адама Бог из его ребра создаёт

СКАЗАНИЕ, КАКО СОТВОРИ БОГЪ АДАМА

СКАЗАНИЕ, КАК СОТВОРИЛ БОГ АДАМА

(...) Создати въ земли Мадиамстей человѣка, вземъ земли горсть ото осьми частей: 1) отъ земли - тѣло, 2) отъ камени - кости, 3) отъ моря - кровъ, 4) отъ солнца - очи, 3) отъ облака - мысли, 6) отъ свѣта - свѣтъ, 7) отъ вѣтра - дыхание, 8) отъ огня - оттепла. И поиде Господь Богъ очи имати отъ солнца, и остави Адама единаго лежаща на земли; прииде же окаянный Сотона ко Адаму и измаза его каломъ и тиною и возгрями. И прииде Господь ко Адаму и восхотѣ очи вложити во Адама, и видѣ его мужа измазанна; и разгнѣвася Господь на диявола и нача глаголати: «Окаянне дияволе, проклятый, не достоить ли твоя погибель? Что ради человѣку сему сотворилъ еси пакость, измаза его? и проклять ты буди», - и дияволъ исчезе, аки молния, сквозь землю отъ лица Господня. Господь же, снемъ съ него пакости сотонины, и въ томъ сотвори Господь собаку, и смѣсивъ со Адамовыми слезами, и теслою очисти его аки зерцало отъ всѣхъ сквернъ, и постави собаку и повелѣ стрещи Адама, а самъ Господь отъиде въ горний Иерусалимъ по дыхание Адамлево. И прииде вторые Сотона и восхотѣ на Адама напустити злую скверну, и видѣ собаку при ногахъ Адамлевыхъ лежаща, и убоя си вельми Сотона. Собака начала зло лаяти на диавола, окаянный же Сотона, вземъ древо, и истыка всего человѣка Адама, и сотвори ему въ немъ 70 недугов. И прииде Исусъ изъ горнево Иерусалима, и видѣ Адама древомъ исколота, и милосердова о немъ и рече Сотонѣ: «Проклятый дияволе, что сотворилъ человѣку сему, почто вложилъ недуги сия?» Тогда отвѣща дияволъ, окаянный Сотона, Господу, глаголя: «Аще приидетъ кая болѣзнь человѣку сему, да не постигнетъ, до скончания всего тобя не помянетъ; аще ль поболитъ, кой недугъ въ немъ постраждетъ, тогда всегда тебя имать на помощь призывати въ недузехъ сихъ». И отгна Господь диявола и исчезе дияволъ, прогнанъ аки тма свѣтомъ, и обороти вся недуги въ него.

(...) Создать в Мадиамской земле человека, взяв земли горсть от восьми частей: 1) от земли - тело, 2) от камня - кости, 3) от моря - кровь, 4) от солнца - глаза, 5) от облака - мысли, 6) от света - свет, 7) от ветра - дыхание, 8) от огня - теплоту. И стал Господь Бог глаза ему доставать от солнца, оставив Адама лежать одного на земле; и пришел окаянный Сатана к Адаму и вымазал его калом, тиной и соплями. Вернулся к Адаму Господь и хотел вложить в Адама глаза, но увидел его всего вымазанного (в нечистотах); и разгневался Господь на дьявола, и стал говорить ему: «Окаянный дьявол, проклятый, разве ты не заслужил гибели? Зачем напакостил ты этому человеку, вымазав его? будь ты проклят», - и дьявол исчез сквозь землю, как молния, от лица Господнего. Господь же, сняв с Адама всю грязь Сатанинскую и смешав со Адамовыми слезами, сотворил собаку, и теслом очистил Адама, как зеркало, от всех скверн. И, поставив собаку, повелел ей стеречь Адама, а сам Господь пошел в горний Иерусалим за дыханием для Адама. И во второй раз явился Сатана, и хотел напустить на Адама злую скверну, но увидел собаку, лежащую у ног Адама, и очень испугался. Собака стала зло лаять на дьявола, а окаянный Сатана взял палку и истыкал всего человека Адама и впустил в него семьдесят недугов. Когда Иисус возвратился из горнего Иерусалима, он увидел Адама, истыканного палкой, и стало ему его жалко, и сказал он Сатане: «Проклятый дьявол, что ты сделал с человеком, зачем эти недуги впустил в него?» Тогда ответил дьявол, окаянный Сатана, Господу: «Если какая-нибудь болезнь подступит к этому человеку, но минует его, то он до конца тебя не вспомнит; а если заболеет, перестрадает каким-нибудь недугом, тогда всегда будет он в страданиях призывать тебя на помощь». И прогнал Господь дьявола, и дьявол исчез, как тьму прогоняет свет, а все недуги обернулись в него (самого).

И посла Господь ангела своего, повелѣ взяти «азъ» на востоцѣ, «добро» на западѣ, «мыслете» на сѣверѣ и на юзѣ. И бысть человѣкъ въ душу живу, нарече имя ему Адамъ. А костей сотвори Богъ во Адамѣ 345, и бысть Адамъ царь всѣмъ землямъ и птицамъ небеснымъ и звѣремъ земнымъ и рыбамъ морскимъ, и самовласть дасть ему Богъ. И рече Господь Адаму, глаголя: «Тебѣ работаетъ солнце и луна и звѣзды, и птицы небесныя и рыбы морския, и птицы и скоты и гади». И насади Господь Богъ Рай на востоцѣ, и велѣ Адаму пребыти, а жена Адаму еще не сотворена бысть. И вложи Господь Богъ сонъ во Адама, и успе Адамъ, и взятъ его ребро лѣвое, и въ томъ ребрѣ протяже руцѣ и нозѣ и главу, и созда ему жену въ шестый день, и показа ему Господь свою смерть и распятие, и воскресение, и провидѣ вознесение за полшесты тысящь лѣть. И видѣ Адамъ Господа распята, а Петра въ Римѣ ходяща, а Павла въ Дамасцѣ учаща народъ и проповѣдующе Твое воскресение, и вознесеся Господь...

И послал Господь своего ангела, повелев ему взять «аз» на востоке, «добро» на западе, «мыслете» на севере и на юге. И оживил душу в человеке, и дал ему имя Адам. А костей Бог создал в Адаме триста сорок пять, и стал Адам царем над всеми землями, и птицами небесными, и зверями земными, и рыбами морскими, и дал ему Бог власть надо всем. И сказал Бог Адаму: «Тебе служат солнце, луна и звезды, и птицы небесные, и рыбы морские, и птицы, и животные, и гады». Господь Бог на востоке насадил Рай и велел Адаму там жить, а жена Адаму еще не была создана. И наслал Бог на Адама сон, и Адам уснул, и Бог взял его левое ребро, а из ребра выпростал руки, и ноги, и голову, и создал жену в шестой день; и предсказал Господь Адаму свою смерть, и распятие, и воскресение, и предвидел Он вознесение за пять тысяч пятьсот лет. И увидел Адам Господа распятого, Петра в Риме, а Павла в Дамаске, обучающих народ и проповедующих его воскресение, и как вознесся Господь...

И воста Адамъ отъ сна своего и трепетень бысть во ужасѣ велицѣ о провидѣнии. И вожда Господь Адама въ рай ходящя и рече ему: «Адаме, Адаме, повѣждь ми». Адамъ же убояся велми, не смѣя Богу повѣдати того видѣния. И рече ему Господь Богъ: «Адаме, Адаме!» - Адамъ же рече ему: «Господи владыко, Тебе видѣхъ на крестѣ распята во Иерусалимѣ, а ученики Твоя видѣхъ ходяща - Петра въ Римѣ, а Павла въ Дамасцѣ, проповѣдующе Твое распятие и воскресение». И рече ему Господь: «Подобаетъ ми тебе ради снити на землю и распяту быти и въ третий день воскреснути; а ты же не повѣдай никомуже видѣния сего, дондеже увидиши мя въ Раю сѣдяща одесную Отца, и ты о томъ поскорби, Адаме».

Проснулся Адам в сильном волнении и страхе великом из-за вещего сна. И водил Господь Адама в Раю и сказал ему: «Адам, Адам, расскажи мне». Но Адам сильно испугался, не смея рассказать Богу свой сон. И сказал ему Господь Бог: «Адам, Адам!» Адам же ответил ему: «Господи владыко, я видел, что Тебя распяли на кресте в Иерусалиме и что ученики Твои - Петр в Риме и Павел в Дамаске - ходят и проповедуют Твое распятие и воскресение». И сказал ему Господь: «Мне следует ради тебя, Адам, сойти на землю, и быть распятым, и воскреснуть в третий день; а ты никому не рассказывай этот сон, покуда не увидишь меня, сидящего в Раю справа от Отца, - и ты о том поскорби, Адам».

И бысть Адамъ въ Раи 7 дний, прообразуя Господь Богъ житие человѣческое: десять лѣтъ исполнится рожение, 20 лѣтъ - юноша, 30 лѣтъ - свершение, 40 лѣтъ - средовѣчие, 50 лѣтъ - сѣдина, 60 лѣтъ - старость, 70 лѣтъ - скончание.

И был Адам в Раю семь дней, чем предсказывал Господь Бог человеческую жизнь: десять лет - это ребенок, двадцать лет - юноша, тридцать лет - зрелость, сорок лет - средовечие, пятьдесят лет - седина, шестьдесят лет - старость, семьдесят лет - смерть.

И сотвори Господь Богъ всю тварь, море и рѣки, и скоти своею хитростию, а та 7 дней противъ седми тысящь лѣтъ. И постави Господь Богъ двѣ свѣтилѣ велицѣ на тверди небеснѣй освѣтити землю, и разлучи между днемъ и нощию да будетъ во знамении дне и лѣта, а будетъ просвѣщение на тверди небеснѣй: свѣтила великая въ начатокъ дни, второе свѣтило - въ начатокъ нощи. И звѣзды постави Господь Богъ на тверди небеснѣй, яко свѣтити по земле и обладати днемъ и нощию, и разлучити между днемъ и нощию и свѣтомъ.

И создал Господь Бог своим умением всю тварь, море, и реки, и зверей, а те семь дней сообразны семи тысячам лет, и поставил Господь Бог два светильника больших на тверди небесной, чтобы освещали землю, и разделил день от ночи, в ознаменование дней и лет, и чтобы было просветление на тверди небесной - большой светильник, обозначающий начало дня, а другой - начало ночи. И звезды поместил Господь Бог на тверди небесной, чтобы им светить над землей, владеть днем и ночью, и разделять день от ночи и света.

И бысть вечеръ и бысть утро - день четвертый.

И был вечер, и было утро - день четвертый.

Постави Господь Богъ планиты и облацы зарьныя и дуги на облацѣхъ, еже пущати дожди, и громи, и молния человѣкомъ всея земли просвѣщати древа плодовитая. И рече Господь Богъ: «Изведу воды живыхъ во вѣки, птицъ перящеся по заводемъ, на тверди небеснѣй».

Устроил Господь Бог планеты, и зоревые облака, и радуги на облаках, которые пускают дожди, и громы, и молнии, чтобы людям всей земли озарить плодовитые деревья. И сказал Господь Бог: «Сотворю вовеки животворные воды, птиц, обитающих по заводям и в небесных пределах».

И бысть, яко сотвори Господь Богъ четыре киты великия, изведе отъ нихъ всяку птицу и всякъ гадъ на земли; и иныя благослови ясти, и глаголя: «раститеся и умножитеся и наполните землю и обладайте ею».

И как создал Господь Бог четырех громадных китов, пустил от них всяких птиц и гадов по земле, а некоторых благословил съедать, и сказал: «Растите, размножайтесь, наполняйте землю и владейте ею».

А в семъ бо дней обходитъ кругъ, а 7 лѣтъ за всю 7000 лѣтъ, и осмой тысящи нѣсть конца, еще есть безконечный.

А в семь дней совершается круг, а семь лет за все семь тысяч лет, и восьмой тысяче нет конца, так как свет бесконечен.

Въ недѣлю, день рекомый недѣля, въ той же день воскресе Христосъ от мертвых, и в той же день Господь на облацѣхъ судити всему миру, иже не имать конца свѣта, и воздастъ комуждо по дѣломъ его.

В воскресенье, в день, называемый неделя, в тот день воскрес Христос из мертвых, и в тот же день будет Господь на небесах судить весь мир, который не имеет конца, и воздаст каждому по делам его.

Ветхозаветный апокриф «Повествование о том, как сотворил Бог Адама» (или, по другим вариантам названий, «Сказание о сотворении Богом Адама», «От скольких частей создан был Адам») - выдающийся и одновременно загадочный памятник древнерусской письменности. Он сохранился в единственном списке XVII столетия, но о широком распространении идей памятника свидетельствуют запретительные статьи Индекса ложных и отреченных книг, а также многократное воспроизведение его содержания в разных списках «Беседы трех святителей» (в части, касающейся апокрифических сведений о создании Адама), в апокрифических отрывках о составе человеческого тела из сборников смешанного содержания и в некоторых апокрифических фольклорных сюжетах.

Детально причастность памятника к идейно-религиозной жизни Древней Руси еще не изучена, однако уже сейчас очевидно, что представления, которые заключает в себе этот апокриф, накладывали заметный отпечаток на духовную жизнь наших предков: от создания древнейших памятников отечественной письменности - до влияния на устные народные сказания, записанные в прошлом веке.

Естественно, не все обнаруживаемые при сопоставлении разновременных текстов сюжетные и идейные соответствия можно относить на счет прямого и непосредственного влияния этого апокрифа. Идеи, свойственные «Повествованию», приходили на Русь разными путями, притом не всегда через посредство апокрифов. Вне зависимости от происхождения идейно-родственных текстов само присутствие их в культуре, так сказать духовный резонанс совокупного воздействия через литературу, указывает на весьма своеобразные умонастроения и духовные запросы общества.

Апокриф о сотворении Адама резко выделяется среди произведений древнерусской книжности откровенно неортодоксальной концепцией антропогенеза. Не отрицая того факта, что в данном тексте, а главное, в сюжетно родственных ему памятниках, отразились почти не искаженные христианской трансформацией античные представления о первоначалах мироздания, считаем необходимым указать, что формально однотипные пассажи о первоэлементах относятся к разным идейно-религиозным традициям: одни действительно генетически связаны с древнегреческой философией, другие восходят к дофилософской, языческой интерпретации бытия.

Само «Повествование о том, как сотворил Бог Адама» вопроизводит реликты мифологического мировоззрения, преобразуя античную характеристику бытия. В апокрифе о создании Адама воззрениям древнейших греческих мыслителей на четверицу первоэлементов соответствует выделение таких первоначал, как огонь, земля, водно-морское естество. Не назван воздух, который в данном случае представлен, видимо, ветром, добавлены также солнце, облако, камень и свет. На основе трансформации традиционной четверицы в восьмерицу макроприродных субстанци, как материала для создания человека, макрокосмос отождествлялся с Адамом - малым подобием мироздания. Тело первого человека состоит из земли, кости - из камня, очи берутся от солнца, кровь - от моря, мысли отождествляются с облаками, дыхание - с ветром, теплота относится к действию огня. Здесь проводится мысль о том, что плоть Адама вбирает в себя природные субстанции мироздания, а по этой логике антропоморфный облик переносится и на само мироздание.

В некоторых апокрифах идеи антропокосмического тождества выражены более четко, чем в «Повествовании» об Адаме. В «Беседе трех святителей», например, мироздание прямо уподоблено человеку: голова и верхняя часть тела отождествляются с небом, нижняя часть тела - с половыми органами, которые рассматриваются как аналог производительной функции земли. В верхней, небесно-головной, части этой антропокосмической модели очи, голос и дыхание уподобляются светилам, грому и ветру (см.: Щапов А. П. Исторический очерк народного миросозерцания и суеверия // Щапов А. П. Сочинения. СПб., 1906. Т. 1. С. 102. Примеч.). Антропоморфное восприятие мира сливалось с представлениями о тождестве природно-космического и божественного начал, поскольку в архаическом сознании обожественной природе соответствовали антропоморфные олицетворения. В одной из версий «Беседы трех святителей», по сути дела, формулируются мысли о пантеистическом тождестве Божества и мироздания, хотя они слегка приглушаются обилием христианских символов. Антропоморфная характеристика космоса здесь дается в синонимичном образу человека описании облачения священника: «Василий рече: „Что есть высота небесная, широта земная, глубина морская?” И рече: „Петр приник виде ризы едины лежаща и сударь, иже бе на главе его, не с ризами лежит, но особь свит на едином месте”. Григорий рече: „… ризы его верхние небеса, преисподняя бездня стоит яко риза, стихарь шестаго неба его, а пояс железное стояние около вод великаго моря, на нем же земля плавает, а патрахиль вход и исход, а под поясом земля”» (цит. по: Щапов А. П. Указ. соч. С. 33).

В «Повествовании о том, как сотворил Бог Адама», равно как и в вышеупомянутых апокрифических соответствиях ему, заложены идеи пантеистически-антропоморфного истолкования бытия, которое основывается на отождествлении божественного природного и личностного начал. В плане онтологии в апокрифическом сказании о создании Адама христианскому дуализму материального и идеального противопоставлена гармонизованная по образцу древних мифологических прототипов модель мироздания. Если учесть эти соображения, то становятся ясны причины, почему в процессе многовекового формирования древнерусского книжного фонда сохранился лишь один список столь неортодоксального апокрифа. Цензуру в какой-то мере компенсировали сюжеты «Беседы трех святителей», а также идейно-родственные апокрифические тексты и их вариации в книжности, которые, что характерно, давали откровенно мифологическое истолкование бытия, которое соответствовало идейным запросам двоеверной среды.

Если учесть вышеприведенные соображения, то приходится признать, что апокрифичность памятника определялась не дополнительными относительно Библии сведениями, не яркой, занимательной образностью рассказа и даже не античными реминисценциями, которые, как оказывается, были отнюдь не чужды и вполне ордоксальным произведениям.

Имеются все основания ставить вопрос об отнесении апокрифа о сотворении Адама к разряду отреченной литературы. Это принципиально несовместимый с ортодоксией текст, а не безвредное чтение, удовлетворявшее запросам любознательного читателя за счет построения увлекательного повествования и введения дополнительных по отношению к Св. Писанию фактов. Однако столь категорическая оценка касается только первой части апокрифа. Вторая его половина написана в ином мировоззренческом ключе, и в ней не содержится резких расхождений с каноном. По сути дела, под одной шапкой оказались объединены два неканонических рассказа на общую тему. Если начало произведения представляет собой отрывок откровенно мифологического повествования об акте творения человека из макрокосмических природных элементов, то во второй части в совершенно ином мировоззренческом ключе повествуется о творении мира, причем вопрос об исходных элементах мироздания и антропоморфном олицетворении природы остается даже не намеченным. Во второй части события, о которых говорится в Книге Бытия, передаются в интерпретации, близкой древнерусским палейным текстам. Повествование расцвечено разнообразными апокрифическими подробностями, которые ни по отдельности, ни в совокупности не представляют собой реальной угрозы догматическим основам вероучения.

Кроме идейной разноголосицы обеих частей и присущих им отличий концептуально-мировоззренческих трактовок творения, в самом тексте памятника имеются прямые и убедительные свидетельства о происхождении составных частей апокрифа от разных источников.

По версии начального (а точнее говоря, антропокосмического) сюжетно-смыслового блока памятника, Адам находился в раю семь дней, тогда как в конце текста время пребывания в раю обозначено шестью часами. Скорее всего из-за механического объединения двух частей в апокрифическом повествовании нарушена логика последовательности событий: сначала говорится о создании Адама, затем о творении мира, но из этого последовательного рассказа выпадает сцена о создании Адама и Евы, а описание творения мира завершается сюжетом о преступлении заповеди и изгнании из рая. В первой части произведения мы видим Сатану соучаствующим в творении человека, что типологически соответствует древним космогоническим мифам, где основными персонажами является творческая пара. Известно, что именно в этом направлении в фольклорной двоеверной традиции трансформировался обозначенный здесь мотив апокрифа (см.: Мильков В. В., Смольникова Л. Н. Апокрифическая «Беседа трех святителей» в Древней Руси и ее идейно-мировоззренческое содержание // Общественная мысль: исследования и публикации. Вып. III. М., 1993. С. 153-164). Трактовка Сатаны в первой части - еще один дополнительный штрих, косвенно указывающий на связь текста с древней мифокосмогонической основой. Во второй части Сатана выступает в традиционной роли искусителя. В обстановке многовекового русского двоеверия, безусловно, существовали объективные причины, провоцировавшие интерес к такого рода синкретическому тексту и к пантеистическим вариантам антропологического сюжета. Но это касается не всего апокрифа, а только его начальной части, ибо в свете выше высказанных соображений, говорить об однородности всего текста не приходится.

Теперь несколько слов об истории изучения апокрифа. Он давно попал в поле зрения исследователей и неоднократно издавался, правда, первые публикации были усеченными и содержали много фактических ошибок при воспроизведении текста (см.: Ложные и отреченные книги русской старины, собранные А. Н. Пыпиным // Памятники старинной русской литературы, издаваемые Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1862. Вып. III. С. 12-14; Хрестоматия по древней русской литературе XI-XVII вв. М., 1972. С. 91-92). Перевод этого сокращенного варианта помещен в кн.: Древнерусская литература: Хрестоматия / Сост. Жовтис А. Л. М., 1966. С. 91-92. Исправленный и полный список опубликован не так давно М. Н. Громовым (см.: Апокрифическое Сказание о сотворении Адама в составе сборника середины XVII в. из Румянцевского собрания // Записки Отдела рукописей ГБЛ. Вып. 46. М., 1987. С. 76-81). Появился и его перевод (см.: Златоструй: Древняя Русь XI-XIII вв. М., 1990. С. 257-261). Содержание памятника анализировалось в ряде работ историков древнерусской культуры (см.: Пыпин А. Н. История русской литературы. Т. 1. СПб., 1902. С. 425-426; Гудзий Н. К. История древнерусской литературы. М., 1938. С. 42-43; Громов М. Н. Античное учение о стихиях в Древней Руси // Вестник МГУ. Сер. 7: Философия. 1981. № 2. С. 65-74; Его же. К истолкованию апокрифа о сотворении Адама // ТОДРЛ. Т. 42. Л., 1989. С. 256-261; Кузьмин А. Г. Апокрифическое сказание об Адаме // Златоструй: Древняя Русь X-XIII вв. М., 1990. С. 256-257).

В нашем издании памятник публикуется по списку середины XVII в. РГБ. Румянцевское собр. № 370. Л. 147-174.

... [начало утрачено]

[Решил Господь] создать в земле Мадиамской человека. [И] взял [Господь] горсть [этой] земли, [и ещё других] частей, [всего] восемь. [Сотворил Господь человека так]: 1) из земли - тело, 2) из камня - кости, 3) из моря - кровь, 4) из солнца - очи, 5) из облака - мысли, 6) из света - свет, 7) из ветра - дыхание, 8) из огня - теплоту.

И пошёл Господь Бог очи [для человека] взять от солнца и оставил Адама одного, лежащего на земле. Пришёл же окаянный Сатана к Адаму и измазал его калом, и тиной, и слизью. И пришёл Господь к Адаму и хотел очи вложить в Адама. И увидел [Господь] его [человека] гадко измазанным. И разгневался Господь на дьявола и начал [так] говорить: "Окаянный дьявол, проклятый, не достоин ли ты погибели? Ради чего человеку сему сделал ты пакость, измазав его? И [поэтому] проклят ты будешь". И дьявол исчез, как молния [прошёл] сквозь землю от лица Господня. Господь же снял с него [человека] пакости сатанинские. И из этого сделал Господь собаку и смешал со слезами Адама. И теслом очистил [Господь] его [Адама] от всех скверн, [и стал Адам] как зеркало. И поставил [Господь] собаку и велел [ей] стеречь Адама. А сам Господь ушёл в горний Иерусалим за дыханием для Адама.

И пришёл второй Сатана [возможно, ошибка переписчика, т.е. пришёл второй раз] и захотел на Адама напустить злую скверну. И увидел [Сатана] собаку, у ног Адамовых лежащую, и испугался очень Сатана. Собака начала злобно лаять на дьявола. Окаянный же Сатана взял палку и истыкал всего человека Адама, сотворив в нём 70 недугов. И пришёл Иисус из горнего Иерусалима и увидел Адама, палкой исколотого. И сжалился [Иисус] над ним. И сказал Сатане: "Проклятый дьявол, что сотворил ты человеку сему, почему вложил [в него] недуги сии?" Toгда ответил дьявол, окаянный Сатана, [так] Господу говоря: "Если подступит какая болезнь [к] человеку сему, но минует [его], [он] до самого конца тебя не вспомнит. Если же заболеет, пострадает каким-нибудь недугом, тогда всегда тебя должен на помощь призывать в недугах сих". [И] прогнал Господь дьявола, и исчез дьявол. [И] прогнал [Господь дьявола] как свет [прогоняет] тьму. И оборотил [Господь] все недуги на него [дьявола].

И послал Господь ангела своего, повелел [ангелу] взять [букву] "аз" на востоке, [букву] "добро" на западе, [букву] "мыслете" на севере и на юге. И стал человек душой живою, [и] нарёк [Господь] имя ему Адам. Костей же сотворил Бог в Адаме 345. И был Адам царём всем землям, и птицам небесным, и зверям земным, и рыбам морским. И самовластие [свободную волю] дал ему [Адаму] Бог. И сказал Господь Адаму, [так] говоря: "Тебе служат солнце, и луна, и звёзды, и птицы небесные, и рыбы морские, и птицы, и скоты, и гады". И насадил Господь Бог рай на востоке и велел Адаму и велел Адаму [повтор в оригинальном тексте] пребывать [в нём]. А жена Адаму ещё не сотворена была. И вложил Господь Бог сон в Адама, и уснул Адам. И взял [Господь] его ребро левое и в том ребре вытянул руки и ноги и голову. И создал [Бог] ему [Адаму] жену в шестой день.

И показал ему [Адаму] Господь свою смерть, и распятие, и воскресение. И предвидел [Он своё] вознесение через полшесть тысяч лет. И увидел Адам Господа распятого, а Петра - по Риму ходящим, а Павла - в Дамаске учащим народ и проповедующим Твоё [Господи] Воскресение. И вознёсся Господь. И восстал Адам ото сна своего. И трепетал от ужаса великого от увиденного. И поджидал Господь Адама, по раю ходящего. И сказал ему: "Адам, Адам, поведай мне, [что ты видел]". Адам же испугался очень, не смея Богу поведать того видения. И сказал ему Господь Бог: "Адам, Адам!" Адам же сказал ему: "Господи Владыка! Тебя я видел на кресте распятого в Иерусалиме, а учеников Твоих видел ходящими: Петра - в Риме, а Павла - в Дамаске, проповедующим Твоё распятие и воскресение". И сказал ему Господь: "Следует мне тебя ради сойти на землю и быть распятым, и в третий день воскреснуть. Ты же не поведай никому видения сего, пока [не] увидишь меня в раю сидящим одесную Отца. И ты о том поскорби, Адам".

И был Адам в раю семь дней, [как] прообраз [положенный] Господом Богом жизни человеческой: [когда человеку] 10 лет исполнится - [это] рождение [жизни], 20 лет - юноша, 30 лет - совершение, 40 лет - средоточие, 50 лет - седина, 60 лет - старость, 70 лет - скончание.

И сотворил Господь Бог всю тварь: море, и реки, и скотов своей хитростью. А те семь дней [указывают] на семь тысяч лет. И поместил Господь Бог два светила великих на тверди небесной, [чтобы] освещать землю. И [сделал Господь] различие между днём и ночью. Да будет [это] для указания дней года. А [когда] будет освещение на тверди небесной: [тогда] светило великое - начало дня, [а] второе светило - начало ночи. И звёзды поместил Господь Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю. И [чтобы] владеть днём и ночью, и [чтобы] различить между днём и ночью, и светом.

И был вечер, и было утро - день четвёртый. Поместил Господь Бог планеты, и облака светлые, и радуги на облаках, [чтобы] испускать дожди, и громы, и молнии людям [на] всей земле, чтобы освещать деревья плодовитые. И сказал Господь Бог: "Сотворю воды [для всех] живых во веки [веков], а птиц пернатых - в заводях на тверди небесной". И было [так], что сотворил Господь Бог четыре кита великих, произвёл от них разных птиц, и разных гадов на земле. И некоторых [из них Бог] благословил и [так] сказал: "Растите и умножайтесь, и наполните [собой землю], и обладайте ею".

За семь дней обходит [землю] круг солнечный, а за семь лет - все 7000 лет, а восьмой тысячи нет конца, [ибо она] бесконечная.

В день, называемый неделя и в который воскрес Христос из мёртвых, и в тот день Господь на облаках будет судить весь мир, который не имеет конца света. И воздаст Господь Бог каждому и всем по делам их. [И] опять на земле прославится всякое дерево. И хорошо, и прекрасно будет [оно] по виду, и пригодно для еды. [И прославятся] деревья жизни, посреди рая стоящие, которые [для того, чтобы] видеть добро и зло. Река же выходит из Эдемского рая, напояя райские деревья. И разделяется [эта река] на четыре реки. И имя одной [реки] - Фисон, второй имя Геон, третьей имя Тигр, четвёртой имя Евфрат. А Фисон обходит всю землю Элладскую, где рождается хорошее золото. Там есть и драгоценные камни, и рубин зелёный. Евфрат же обходит всю землю Эфиопскую, Иерусалимскую. Геон же обходит Ассирийскую землю.

И посадил Господь Бог Адама посреди рая, как царя, украшенного. И дал им [Адаму и жене] Господь закон: не есть ягод только от дерева, [которое] стоит посреди рая. Заповедал Господь Бог Адаму от того дерева не есть [плодов]: "Если сорвёте, то злой смертью умрёте".

И сотворил Господь Бог зверей лесных и птиц небесных, скотов и гадов. И пришёл Господь Бог к Адаму, ему же в шестой день сказал [Господь]: "Адам, сие есть кость от кости твоей, поэтому [она] назовётся жена, [ибо она есть] от мужа. Ради этого [то есть жены] оставит человек отца своего и мать свою и всё имение своё". И взошёл Господь Бог от Адама на небеса. Адам же и жена его не стыдясь ходили по раю. И увидел окаянный Сатана Адама в раю ходящим, как царя, украшенным, сидящим под деревом - такая слава [Адаму была] от Бога. Сам [Сатана же] свержен был с небес, отлучён от Бога и от ангелов, и на вечную муку осуждён был. И позавидовал [Сатана] ему [Адаму] очень сильно. И превратился [Сатана] в змею и пришёл к Еве, пошептал ей в ухо: "Почто [Бог] не поведал вам есть ягод от дерева того единственного, стоящего посреди рая?" И сказала Ева змее: "Не повелел нам Бог [есть плодов], ибо сказал нам [Бог]: "Если сорвёте, то злой смертью умрёте"". И сказала змея: "Не смертью умрёте, но будете как Бог, всё разуметь начнёте, [и] добро и зло". И Ева сказала ей: "Хорошо есть [те ягоды]". И послушала [Ева] дьявола, и взяла и съела ягоду с дерева заповеданного, и дала мужу своему. И открылись у них обоих глаза, что [они] нагие, и сшили себе листву смоковную. И одели [Адам и Ева] наготу свою.

Был же Адам в раю шесть часов, а [потом] изгнан был из рая. В третий час дня заповедь принял [Адам] от Бога, [но только] шесть часов [выполнял он волю] Бога. В девять часов от дерева вкусил [плод] и изгнан был из рая позорно Адам. И поселился в земле Мадиамской. От которой [земли он] создан был, в той же [земле] и умер. И, претерпевая за него, Господь Бог наш Иисус Христос в третий день осуждение принял, в шесть часов дух испустил. * * *

Список середины XVII в. РГБ. Румянцевское собр. N370

Перевод на совр. русский язык Андрея Чернова

... [начало утрачено]

[Решил Господь] создать в земле Мадиамской человека. [И] взял [Господь] горсть [этой] земли, [и ещё других] частей, [всего] восемь. [Сотворил Господь человека так]: 1) из земли - тело, 2) из камня - кости, 3) из моря - кровь, 4) из солнца - очи, 5) из облака - мысли, 6) из света - свет, 7) из ветра - дыхание, 8) из огня - теплоту.

И пошёл Господь Бог очи [для человека] взять от солнца и оставил Адама одного, лежащего на земле. Пришёл же окаянный Сатана к Адаму и измазал его калом, и тиной, и слизью. И пришёл Господь к Адаму и хотел очи вложить в Адама. И увидел [Господь] его [человека] гадко измазанным. И разгневался Господь на дьявола и начал [так] говорить: "Окаянный дьявол, проклятый, не достоин ли ты погибели? Ради чего человеку сему сделал ты пакость, измазав его? И [поэтому] проклят ты будешь". И дьявол исчез, как молния [прошёл] сквозь землю от лица Господня. Господь же снял с него [человека] пакости сатанинские. И из этого сделал Господь собаку и смешал со слезами Адама. И теслом очистил [Господь] его [Адама] от всех скверн, [и стал Адам] как зеркало. И поставил [Господь] собаку и велел [ей] стеречь Адама. А сам Господь ушёл в горний Иерусалим за дыханием для Адама.

И пришёл второй Сатана [возможно, ошибка переписчика, т.е. пришёл второй раз] и захотел на Адама напустить злую скверну. И увидел [Сатана] собаку, у ног Адамовых лежащую, и испугался очень Сатана. Собака начала злобно лаять на дьявола. Окаянный же Сатана взял палку и истыкал всего человека Адама, сотворив в нём 70 недугов. И пришёл Иисус из горнего Иерусалима и увидел Адама, палкой исколотого. И сжалился [Иисус] над ним. И сказал Сатане: "Проклятый дьявол, что сотворил ты человеку сему, почему вложил [в него] недуги сии?" Toгда ответил дьявол, окаянный Сатана, [так] Господу говоря: "Если подступит какая болезнь [к] человеку сему, но минует [его], [он] до самого конца тебя не вспомнит. Если же заболеет, пострадает каким-нибудь недугом, тогда всегда тебя должен на помощь призывать в недугах сих". [И] прогнал Господь дьявола, и исчез дьявол. [И] прогнал [Господь дьявола] как свет [прогоняет] тьму. И оборотил [Господь] все недуги на него [дьявола].

И послал Господь ангела своего, повелел [ангелу] взять [букву] "аз" на востоке, [букву] "добро" на западе, [букву] "мыслете" на севере и на юге. И стал человек душой живою, [и] нарёк [Господь] имя ему Адам. Костей же сотворил Бог в Адаме 345. И был Адам царём всем землям, и птицам небесным, и зверям земным, и рыбам морским. И самовластие [свободную волю] дал ему [Адаму] Бог. И сказал Господь Адаму, [так] говоря: "Тебе служат солнце, и луна, и звёзды, и птицы небесные, и рыбы морские, и птицы, и скоты, и гады". И насадил Господь Бог рай на востоке и велел Адаму и велел Адаму [повтор в оригинальном тексте] пребывать [в нём]. А жена Адаму ещё не сотворена была. И вложил Господь Бог сон в Адама, и уснул Адам. И взял [Господь] его ребро левое и в том ребре вытянул руки и ноги и голову. И создал [Бог] ему [Адаму] жену в шестой день.

И показал ему [Адаму] Господь свою смерть, и распятие, и воскресение. И предвидел [Он своё] вознесение через полшесть тысяч лет. И увидел Адам Господа распятого, а Петра - по Риму ходящим, а Павла - в Дамаске учащим народ и проповедующим Твоё [Господи] Воскресение. И вознёсся Господь. И восстал Адам ото сна своего. И трепетал от ужаса великого от увиденного. И поджидал Господь Адама, по раю ходящего. И сказал ему: "Адам, Адам, поведай мне, [что ты видел]". Адам же испугался очень, не смея Богу поведать того видения. И сказал ему Господь Бог: "Адам, Адам!" Адам же сказал ему: "Господи Владыка! Тебя я видел на кресте распятого в Иерусалиме, а учеников Твоих видел ходящими: Петра - в Риме, а Павла - в Дамаске, проповедующим Твоё распятие и воскресение". И сказал ему Господь: "Следует мне тебя ради сойти на землю и быть распятым, и в третий день воскреснуть. Ты же не поведай никому видения сего, пока [не] увидишь меня в раю сидящим одесную Отца. И ты о том поскорби, Адам".

И был Адам в раю семь дней, [как] прообраз [положенный] Господом Богом жизни человеческой: [когда человеку] 10 лет исполнится - [это] рождение [жизни], 20 лет - юноша, 30 лет - совершение, 40 лет - средоточие, 50 лет - седина, 60 лет - старость, 70 лет - скончание.

И сотворил Господь Бог всю тварь: море, и реки, и скотов своей хитростью. А те семь дней [указывают] на семь тысяч лет. И поместил Господь Бог два светила великих на тверди небесной, [чтобы] освещать землю. И [сделал Господь] различие между днём и ночью. Да будет [это] для указания дней года. А [когда] будет освещение на тверди небесной: [тогда] светило великое - начало дня, [а] второе светило - начало ночи. И звёзды поместил Господь Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю. И [чтобы] владеть днём и ночью, и [чтобы] различить между днём и ночью, и светом.

И был вечер, и было утро - день четвёртый. Поместил Господь Бог планеты, и облака светлые, и радуги на облаках, [чтобы] испускать дожди, и громы, и молнии людям [на] всей земле, чтобы освещать деревья плодовитые. И сказал Господь Бог: "Сотворю воды [для всех] живых во веки [веков], а птиц пернатых - в заводях на тверди небесной". И было [так], что сотворил Господь Бог четыре кита великих, произвёл от них разных птиц, и разных гадов на земле. И некоторых [из них Бог] благословил и [так] сказал: "Растите и умножайтесь, и наполните [собой землю], и обладайте ею".

За семь дней обходит [землю] круг солнечный, а за семь лет - все 7000 лет, а восьмой тысячи нет конца, [ибо она] бесконечная.

В день, называемый неделя и в который воскрес Христос из мёртвых, и в тот день Господь на облаках будет судить весь мир, который не имеет конца света. И воздаст Господь Бог каждому и всем по делам их. [И] опять на земле прославится всякое дерево. И хорошо, и прекрасно будет [оно] по виду, и пригодно для еды. [И прославятся] деревья жизни, посреди рая стоящие, которые [для того, чтобы] видеть добро и зло. Река же выходит из Эдемского рая, напояя райские деревья. И разделяется [эта река] на четыре реки. И имя одной [реки] - Фисон, второй имя Геон, третьей имя Тигр, четвёртой имя Евфрат. А Фисон обходит всю землю Элладскую, где рождается хорошее золото. Там есть и драгоценные камни, и рубин зелёный. Евфрат же обходит всю землю Эфиопскую, Иерусалимскую. Геон же обходит Ассирийскую землю.

И посадил Господь Бог Адама посреди рая, как царя, украшенного. И дал им [Адаму и жене] Господь закон: не есть ягод только от дерева, [которое] стоит посреди рая. Заповедал Господь Бог Адаму от того дерева не есть [плодов]: "Если сорвёте, то злой смертью умрёте".

И сотворил Господь Бог зверей лесных и птиц небесных, скотов и гадов. И пришёл Господь Бог к Адаму, ему же в шестой день сказал [Господь]: "Адам, сие есть кость от кости твоей, поэтому [она] назовётся жена, [ибо она есть] от мужа. Ради этого [то есть жены] оставит человек отца своего и мать свою и всё имение своё". И взошёл Господь Бог от Адама на небеса. Адам же и жена его не стыдясь ходили по раю. И увидел окаянный Сатана Адама в раю ходящим, как царя, украшенным, сидящим под деревом - такая слава [Адаму была] от Бога. Сам [Сатана же] свержен был с небес, отлучён от Бога и от ангелов, и на вечную муку осуждён был. И позавидовал [Сатана] ему [Адаму] очень сильно. И превратился [Сатана] в змею и пришёл к Еве, пошептал ей в ухо: "Почто [Бог] не поведал вам есть ягод от дерева того единственного, стоящего посреди рая?" И сказала Ева змее: "Не повелел нам Бог [есть плодов], ибо сказал нам [Бог]: "Если сорвёте, то злой смертью умрёте"". И сказала змея: "Не смертью умрёте, но будете как Бог, всё разуметь начнёте, [и] добро и зло". И Ева сказала ей: "Хорошо есть [те ягоды]". И послушала [Ева] дьявола, и взяла и съела ягоду с дерева заповеданн
ого, и дала мужу своему. И открылись у них обоих глаза, что [они] нагие, и сшили себе листву смоковную. И одели [Адам и Ева] наготу свою.

Был же Адам в раю шесть часов, а [потом] изгнан был из рая. В третий час дня заповедь принял [Адам] от Бога, [но только] шесть часов [выполнял он волю] Бога. В девять часов от дерева вкусил [плод] и изгнан был из рая позорно Адам. И поселился в земле Мадиамской. От которой [земли он] создан был, в той же [земле] и умер. И, претерпевая за него, Господь Бог наш Иисус Христос в третий день осуждение принял, в шесть часов дух испустил.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Hveprv - Магический портал