Hveprv - Магический портал

Царскосельская икона Божией Матери «Знамение» - семейная святыня царского рода Романовых. На этой иконе помимо Пресвятой Богородицы изображаются , и - небесные покровители монархов Алексея Михайловича, Петра I и Елизаветы Петровны.

По преданию, икона была подарена царю Алексею Михайловичу (царствовал в 1646-1676 годах) святым Афанасием Пателларием, патриархом Константинопольским. После основания Санкт-Петербурга Петр I перенес икону в новую столицу. В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в 1747 году, икона была помещена в специально построенном в ее честь Знаменском храме в Царском селе. От нее совершались многочисленные исцеления, по молитве перед этим святым образом Царское Село обошли стороной эпидемии чумы (1771 год) и холеры (1831 год). Прославилась эта икона и спасением города от пожара (1820, 1863 годы).

После революции икона продолжала находиться в храме до 1930-х годов. В 1929 году профессор Санкт-Петербургской духовной академии Порфирий Петрович Мироносицкий написал ей акафист. В 30-е образ был изъят в Госфонд, после чего бесследно исчез. Вместо него в Знаменскую церковь был передан один из списков этой иконы, выполненный в начале XIX века и хранившийся в ризнице Екатерининского собора в Царском Селе. С 1948 года он пребывает в Иоанно-Богословской церкви при Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии.

Интересные факты об Иконе Божией Матери «Знамение» (Царскосельской)

    Хотя икона традиционно называется «Знамение», она не является списком с прославленной чудотворной новгородской иконы «Знамение», а имеет греческое происхождение

Закладка церкви состоялась по повелению цесаревны Елизаветы Петровны 13 мая 1734 года. Первая каменная церковь в Царском Селе. Архитектор М.Г.Земцов. Освящена в 1747 году во имя чудотворной иконы Божией матери "Знамение". Эта икона была подарена одним из восточных патриархов царю Алексею Михайловичу в 1652 году и считалась родовой святыней дома Романовых.
Чудотворная икона Знамения Божией Матери, спасавшая город от холеры и пожаров.
Церковь посещалась Высочайшими особами, придворными лицеистами, в их числе А.С.Пушкиным. После революции была разграблена, после Великой отечественной войны - закрыта. Возвращена верующим в 1991году.

Царскосельская икона Знамения Божией Матери принадлежит к самым высоким образцам искусства древневизантийских произведений.
Святая икона написана на деревянной доске и представляет поясное изображение Пречистой Девы - Богоматери с распростертыми к небу руками и с Предвечным Младенцем Иисусом, сидящим на груди ее без всякой поддержки. Правою рукою Он благословляет мир как вечный архиерей и пастыреначальник, а в левой держит свиток как знак благодатного закона и спасительного учения, которым Он просвещает род человеческий. В древние времена, особенно на Востоке, в таком виде изображаемо было рождество Христово: название же Знамения подобные изображения получили у нас в России, и в первый раз оно дано Новгородской иконе по случаю чуда, или знамения, бывшего от нее в Новгороде в 1170 году.
Святыня сия сделалась известной в России со времен царя Алексея Михайловича (1645-1676) и принесена ему в дар одним из восточных патриархов, по всей вероятности, Константинопольским патриархом св.Афанасием. С того времени святая икона стала особенно почитаемой в царствующем роде. Император Петр I питал к ней особенное благоговение. Перенося столицу свою из Москвы в С.-Петербург, он перенес в числе прочих драгоценностей и св. икону Знамения Божией Матери, которая и оставалась при нем до его кончины; затем перешла в собственность дочери его, цесаревны Елизаветы Петровны.
С глубокой верой чтила ее Елизавета Петровна и всегда сохраняла при себе. По народному преданию, император Петр I благословил сей св. иконой дочь свою Елизавету как наследницу престола после Екатерины I. Примечательно, что Северная столица присягнула ей именно 27 ноября, в праздник св. иконы Знамения.
Избранием этого дня императрица, без сомнения, желала показать, что воцарением своим она обязана покрову Пресвятой Богородицы и чудотворной силе св. иконы Знамения. Желая выразить свое благоговение к святыне, императрица, закончив постройку в любимом ею Царском Селе около дворца небольшой церкви, с великим торжеством перенесла в нее образ Божией Матери.
В крестном ходе участвовали Святейший Синод и весь двор. Императрица все время шла пешком и даже помогала нести икону.
В дальнейшем благодатная сила, осеняющая чудотворную икону Знамения Богородицы, подтверждалась многими замечательными событиями.
В 1831 году почти по всей России распространилась холера, свирепствовавшая и в Петербурге. Жители Царского Села собрались к иконе «Знамение», вынесли ее на середину храма и служили пред нею торжественный молебен. Затем икону обнесли вокруг всего города с пением и молитвами. Холера совершенно миновала Царское Село. С тех пор ежегодно 5 июля это событие вспоминалось с особым торжеством: икону «Знамение» после литургии выносили на громадный плац пред дворцом, где совершалось коленопреклоненное молебствие, а затем ее обносили вокруг всего Царского Села.
Лишь после революции постановлением богоборческой власти памятные крестные ходы были отменены. Тем не менее, святая икона продолжала помогать верующим: Знаменская церковь была закрыта одной из последних в епархии - лишь в самый канун Великой Отечественной войны.
В августе 1941 года Царское Село было оккупировано фашистскими войсками. В 1944 году при отступлении фашисты взяли с собой Знаменскую икону. Наши войска в освобожденной Риге на одном из брошенных обозов неприятеля обнаружили чтимые образы Божией Матери Знамение и Казанской и целый ряд икон, облачений и священных предметов из Знаменской церкви. По благословению Митрополита Григория, все иконы весной 1948 года были переданы в церковь Ленинградской Духовной Академии.
http://www.pushkin-town.net/.gazeta/5829.html

О Царскосельской иконе Божией Матери идет речь в одном из стихотворений А.С.Пушкина.

Пред этим образом молились лицеисты, и поэт именует Пречистую «Величавою Женою»:

В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много -
Неровная и резвая семья.
Смиренная, одетая убого,
Но видом Величавая Жена
Над школою надзор хранила строго.
Толпою нашею окружена,
Приятным, сладким голосом, бывало,
С младенцами беседует Она.
Ее чела я помню покрывало
И очи светлые, как небеса.
Но я вникал в Ее беседы мало.
Меня смущала строгая краса
Ее чела, спокойных уст и взоров,
И полные святыни словеса.

В 1848 году опять по всей России прошла холера, и в этот самый год Царица Небесная необыкновенным образом украсила свою икону дивной ризой.

В Царском Селе жила благочестивая девица Мария Давыдова, не раз испытавшая на себе помощь от чудотворной иконы "Знамение". В ночь на 28 февраля Давыдова в тонком сне видит, будто пред нею стоит на воздухе чудотворная икона "Знамение", а она вышивает на этот образ великолепную ризу и уже заканчивает ее. Давыдова решилась рассказать о своем сне родным и знакомым, которые посоветовали ей привести в исполнение свой сон. Слух о сновидении дошел до Высочайшего двора, и Императрица Александра Феодоровна приняла его за внушение свыше. Прибыв в Царское Село, она посетила Знаменскую церковь для поклонения иконе, которую подробно осматривала. Найдя краски на полях выцветшими и удивляясь сохранно и свежести ликов Матери Божией и Предвечного Младенца, она пожелала узнать, может ли девица Давыдова составить рисунок для ризы и вышить ее.
Давыдова была почти незнакома с рисованием; кроме того, будучи девушкой бедной, недоумевала, откуда ей взять средства исполнения священного дела, и пламенно молила Божию Матерь наставить ее. В ночь на 27 июня во сне Давыдова внезапно увидела пред собою Матерь Божию с таким ликом и в таком виде, как она изображена на иконе. На Ней была риза прекрасного узора, на плечах омофор и на голове убрус. Очнувшись, Давыдова тотчас захотела встать, чтобы начертить образец ризы, но опять забылась и погрузилась в сон. Видение повторилось, только еще живее и яснее, так что она как бы наяву созерцала Богоматерь. Пробудившись, она со слезами благодарила Владычицу и начертила узор для ризы, как видела его в видении, и как видим мы его теперь. Рисунок был представлен Государыне и одобрен ею.
Говением Давыдова приготовилась к своему труду и приступила к работе. Стали поступать во множестве приношения золотом и каменьями, причем нельзя было не видеть ясно Божией руки, касавшейся сердец жертвователей. Притоку приношений немало способствовало то, что при сильном распространении холеры в Петербурге, она миновала Царское Село, несмотря на непрерывное общение его жителей с Петербургом.
Когда случалось, что у Давыдовой не доставало для какой-нибудь части ризы подходящих каменьев, как раз являлись от неожиданных жертвователей нужные драгоценности. В 1849 году великолепно шитая и сплошь унизанная каменьями риза была окончена, а в 1853 году было издано хромо-литографическое изображение иконы.

В 1863 году в Царскосельском дворце и его храме рано утром вспыхнул пожар. Попалив часть дворца, огонь почти мгновенно охватил купола и кресты дворцового собора и проник внутрь его. Тогда Государь и Императрица пожелали вынести из Знаменской церкви чудотворную икону. Едва венценосные хозяева вышли навстречу иконе и приложились к ней, а икону стали обносить вокруг горевшего дворца, как пожар почти мгновенно прекратился.

Цар-ско-сель-ская ико-на «Зна-ме-ние» Бо-го-ма-те-ри сто-ит в пра-вой ча-сти неболь-шой при-двор-ной Цар-ско-сель-ской Зна-мен-ской церк-ви. Неко-то-ры-ми по-дроб-но-стя-ми пись-ма она от-ли-ча-ет-ся от дру-гих из-вест-ных икон «Зна-ме-ния». Несмот-ря на древ-ность ико-ны, в ней по-ра-жа-ет необык-но-вен-ная яс-ность очер-та-ний, жи-вость цве-тов и те-ней. Свя-той лик от-ра-жа-ет и глу-бо-кое сми-ре-ние Пре-не-по-роч-ной Де-вы, и ве-ли-чие Ца-ри-цы Небес-ной, и ми-ло-сер-дие, и стро-гость. За-ме-ча-ют, что ли-цо Бо-го-ро-ди-цы по-чти в од-но и то же вре-мя про-из-во-дит на мо-ля-щих-ся раз-ные впе-чат-ле-ния: то оно ка-жет-ся свет-лым и уми-лен-ным, то вдруг тем-не-ет и при-ни-ма-ет стро-гий вид, хо-тя бы вы сто-я-ли на том же ме-сте. Ико-на при-над-ле-жит к вы-со-ким об-раз-цам ико-но-пис-но-го ис-кус-ства и по ха-рак-те-ру жи-во-пи-си долж-на быть от-не-се-на к древ-не-ви-зан-тий-ским про-из-ве-де-ни-ям. Она окру-же-на зо-ло-тым окла-дом, по-ло-жен-ным на нее им-пе-ра-три-цей Ели-за-ве-той Пет-ров-ной, а в 1849 го-ду по-кры-та дра-го-цен-ной ри-зой со мно-же-ством кам-ней из брил-ли-ан-тов, жем-чу-га, би-рю-зы, аме-ти-стов, сап-фи-ров, изу-мру-дов и опа-лов. Из кам-ней, не уме-стив-ших-ся на ри-зе, со-ста-ви-лась дра-го-цен-ная ко-ро-на в вен-це. Го-рят ка-ме-нья и на окла-де, на ниж-ней ча-сти ко-то-ро-го вы-де-ля-ет-ся круп-ный серд-це-об-раз-ный то-паз. На реб-рах его вы-ре-за-ны над-пи-си го-дов 1831 и 1848: это го-ды из-бав-ле-ния Цар-ско-го Се-ла от хо-ле-ры. Вни-зу ико-ны на серд-це-вид-ной зо-ло-той до-щеч-ке вы-ре-за-ны сле-ду-ю-щие сло-ва: «За спа-се-ние от эпи-де-мии при-и-ми, ми-ло-сер-дая Вла-ды-чи-це, По-кро-ви-тель-ни-це гра-да Цар-ско-го Се-ла, сии пер-лы, яко сле-зы бла-го-дар-но-сти, оро-ша-ю-щие Твою пре-чи-стую ри-зу, от усерд-ных ра-бов Тво-их и впредь по-ми-луй нас».

Пер-во-на-чаль-ная ис-то-рия ико-ны неиз-вест-на. При све-же-сти ли-ка Бо-го-ма-те-ри и Мла-ден-ца — в чем нель-зя не ви-деть осо-бо-го про-мыш-ле-ния Бо-жия — ча-сти ико-ны, по-кры-тые окла-дом и ши-той ри-зой, вы-цве-ли до то-го, что нель-зя разо-брать кра-сок, а в неко-то-рых ме-стах кра-сок уж и во-все нет. По су-ще-ству-ю-ще-му меж-ду цар-ско-сель-ски-ми жи-те-ля-ми пре-да-нию, Цар-ско-сель-ская ико-на пре-бы-ва-ла рань-ше в Москве.

В Моск-ву же она бы-ла при-ве-зе-на од-ним из пра-во-слав-ных во-сточ-ных пат-ри-ар-хов, преж-де неред-ко по-се-щав-ших сто-ли-цу цар-ства Рос-сий-ско-го.

По всей ве-ро-ят-но-сти, это был св. Афа-на-сий, пат-ри-арх Кон-стан-ти-но-поль-ский, до-лее дру-гих на-хо-див-ший-ся то-гда в Москве и поль-зо-вав-ший-ся осо-бен-ным вни-ма-ни-ем при цар-ском дво-ре.

На об-рат-ном пу-ти в Луб-нах он скон-чал-ся и по-чи-ва-ет там нетлен-но, по обы-чаю во-сточ-ных церк-вей, в си-дя-чем по-ло-же-нии.

За-тем при пе-ре-не-се-нии сто-ли-цы из Моск-вы в Пе-тер-бург вме-сте с про-чи-ми свя-ты-ня-ми Зна-мен-ская ико-на бы-ла при-ве-зе-на в но-вую сто-ли-цу, счи-та-ясь се-мей-ной свя-ты-ней Ро-ма-но-вых. Ца-рев-на Ели-за-ве-та Пет-ров-на име-ла осо-бое бла-го-го-ве-ние к этой иконе и в ночь пе-ред пе-ре-во-ро-том, воз-вед-шим ее на пре-стол, усерд-но пе-ред ней мо-ли-лась.

Же-лая вы-ра-зить свое по-чте-ние к свя-тыне, свя-зан-ной с та-ким гро-мад-ным для нее со-бы-ти-ем, им-пе-ра-три-ца, за-кон-чив по-строй-ку в лю-би-мом ею Цар-ском Се-ле неболь-шой церк-ви око-ло двор-ца, за-ло-жен-ной еще рань-ше для пре-бы-ва-ния ико-ны «Зна-ме-ние», с ве-ли-ким тор-же-ством пе-ре-нес-ла в нее об-раз Бо-го-ма-те-ри. В крест-ном хо-де участ-во-вал Свя-тей-ший Си-нод и весь двор. Им-пе-ра-три-ца все вре-мя шла пеш-ком и да-же по-мо-га-ла нести ико-ну. Ико-на бы-ла по-став-ле-на в ико-но-ста-се, по-верх изо-бра-же-ния Тай-ной Ве-че-ри, над цар-ски-ми две-ря-ми. Им-пе-ра-три-ца Ели-за-ве-та Пет-ров-на так же, как и пле-мян-ни-ца ее Ека-те-ри-на II, ча-сто мо-ли-лась в Зна-мен-ской церк-ви.

С 1747 до 1831 го-да ико-на «Зна-ме-ние» сто-я-ла над цар-ски-ми вра-та-ми. Толь-ко од-на-жды она бы-ла сня-та и вы-не-се-на от-ту-да, имен-но 12 мая 1812 го-да. В этот день в Зна-мен-ском двор-це был по-жар, угро-жав-ший со-сед-ним зда-ни-ям и Зна-мен-ской церк-ви. Рас-ска-зы-ва-ют, что ко-гда ико-ну вы-нес-ли из хра-ма и об-ра-ти-ли ли-ком к ме-сту по-жа-ра, им-пе-ра-тор вос-клик-нул вслух:

— Ма-терь Бо-жия, спа-си мой дом!

Мгно-вен-но то-гда ве-тер, на-прав-ляв-ший пла-мя на цер-ковь и на со-сед-ние зда-ния, как бы по-ви-ну-ясь неви-ди-мой си-ле, пе-ре-ме-нил свое на-прав-ле-ние и по-жар быст-ро пре-кра-тил-ся.

В 1831 го-ду по-чти по всей Рос-сии рас-про-стра-ни-лась хо-ле-ра, сви-реп-ство-вав-шая и в Пе-тер-бур-ге. Жи-те-ли Цар-ско-го Се-ла со-бра-лись к иконе «Зна-ме-ние», вы-нес-ли ее на се-ре-ди-ну хра-ма, и слу-жи-ли пе-ред ней тор-же-ствен-ный мо-ле-бен. За-тем ико-ну об-нес-ли во-круг все-го го-ро-да с пе-ни-ем и мо-лит-ва-ми, при-чем весь го-род с двор-ца-ми остал-ся внут-ри коль-ца, опи-сан-но-го этим крест-ным хо-дом. Хо-ле-ра со-вер-шен-но ми-но-ва-ла Цар-ское Се-ло. В па-мять это-го бла-го-де-я-ния Бо-го-ма-те-ри жи-те-ли ис-про-си-ли Вы-со-чай-шее со-из-во-ле-ние на пе-ре-не-се-ние ико-ны из ико-но-ста-са во внутрь церк-ви, как она те-перь сто-ит, и на учре-жде-ние еже-год-но-го крест-но-го хо-да в том са-мом по-ряд-ке, в ко-то-ром он со-вер-шал-ся в пер-вый раз.

В 1848 го-ду опять по всей Рос-сии про-шла хо-ле-ра, и в этот са-мый год Ца-ри-ца Небес-ная необык-но-вен-ным об-ра-зом укра-си-ла свою ико-ну див-ной ри-зой.

В Цар-ском Се-ле жи-ла бла-го-че-сти-вая де-ви-ца Ма-рия Да-вы-до-ва, не раз ис-пы-тав-шая на се-бе по-мощь от чу-до-твор-ной ико-ны «Зна-ме-ние». В ночь на 28 фев-ра-ля Да-вы-до-ва ви-дит во сне, буд-то пе-ред ней сто-ит на воз-ду-хе чу-до-твор-ная ико-на «Зна-ме-ние», и она вы-ши-ва-ет на этот об-раз ве-ли-ко-леп-ную ри-зу и уже за-кан-чи-ва-ет ее. Да-вы-до-ва ре-ши-лась рас-ска-зать о сво-ем сне род-ным и зна-ко-мым, ко-то-рые все со-ве-то-ва-ли ей при-ве-сти в ис-пол-не-ние свой сон. Слух о сно-ви-де-нии до-шел до Вы-со-чай-ше-го дво-ра, и им-пе-ра-три-ца Алек-сандра Фе-о-до-ров-на при-ня-ла его за вну-ше-ние свы-ше. При-быв в Цар-ское се-ло, она по-се-ти-ла Зна-мен-скую цер-ковь для по-кло-не-ния иконе, ко-то-рую по-дроб-но осмат-ри-ва-ла. Най-дя крас-ки на по-лях вы-цвет-ши-ми и удив-ля-ясь со-хран-но-сти и све-же-сти ли-ков Ма-те-ри Бо-жи-ей и Пред-веч-но-го Мла-ден-ца, она так-же по-же-ла-ла узнать, мо-жет ли де-ви-ца Да-вы-до-ва вы-шить ри-зу и со-ста-вить для нее ри-су-нок.

Да-вы-до-ва бы-ла по-чти незна-ко-ма с ри-со-ва-ни-ем; кро-ме то-го, бу-дучи де-вуш-кой бед-ной, недо-уме-ва-ла, от-ку-да ей взять сред-ства для ис-пол-не-ния свя-щен-но-го де-ла, и пла-мен-но мо-ли-ла Бо-го-ма-терь на-ста-вить ее. В ночь на 27 июня сре-ди сна Да-вы-до-ва вне-зап-но уви-де-ла пе-ред со-бой Ма-терь Бо-жию с та-ким ли-ком и в та-ком ви-де, как она изо-бра-же-на на иконе. На Бо-го-ма-те-ри бы-ла ри-за пре-крас-но-го узо-ра, на пле-чах омо-фор и на го-ло-ве убрус. Оч-нув-шись, Да-вы-до-ва тот-час за-хо-те-ла встать, чтобы за-чер-тить об-ра-зец ри-зы, но опять за-бы-лась и по-гру-зи-лась в сон. Ви-де-ние по-вто-ри-лось, толь-ко еще жи-вее и яс-нее, так что она как бы на-яву со-зер-ца-ла Бо-го-ма-терь. Про-бу-див-шись, она со сле-за-ми бла-го-да-ри-ла Вла-ды-чи-цу и на-чер-ти-ла узор для ри-зы, как ви-де-ла его в ви-де-нии и как ви-дим мы его те-перь. Ри-су-нок был пред-став-лен го-су-да-рыне и одоб-рен ею.

Го-ве-ни-ем Да-вы-до-ва при-го-то-ви-лась к сво-е-му тру-ду и при-сту-пи-ла к ра-бо-те. Ста-ли по-сту-пать во мно-же-стве при-но-ше-ния зо-ло-том и ка-ме-нья-ми, при-чем нель-зя бы-ло не ви-деть яс-но Бо-жи-ей ру-ки, ка-сав-шей-ся сер-дец жерт-во-ва-те-лей. При-то-ку при-но-ше-ний нема-ло спо-соб-ство-ва-ло то, что при силь-ном раз-ви-тии хо-ле-ры в Пе-тер-бур-ге она ми-но-ва-ла со-вер-шен-но Цар-ское Се-ло, несмот-ря на непре-рыв-ные сно-ше-ния его жи-те-лей с Пе-тер-бур-гом.

Ко-гда слу-ча-лось, что у Да-вы-до-вой не до-ста-ва-ло для ка-кой-ни-будь ча-сти ри-зы под-хо-дя-щих ка-ме-ньев, как раз яв-ля-лись от неожи-дан-ных жерт-во-ва-те-лей нуж-ные дра-го-цен-но-сти. В 1849 го-ду ве-ли-ко-леп-но ши-тая и сплошь уни-зан-ная ка-ме-нья-ми ри-за бы-ла окон-че-на, а в 1853 го-ду бы-ло из-да-но хро-мо-ли-то-гра-фи-че-ское изо-бра-же-ние ико-ны.

В 1863 го-ду в Цар-ско-сель-ском двор-це и в его хра-ме ра-но утром вспых-нул по-жар. Не смот-ря на все при-ня-тые ме-ры, по-ток пла-ме-ни быст-ро шел впе-ред, ис-треб-ляя на пу-ти все, что мог-ло слу-жить ему пи-щей. По-па-лив часть двор-ца, огонь по-чти мгно-вен-но охва-тил ку-по-ла и кре-сты двор-цо-во-го со-бо-ра и про-ник внутрь него. То-гда го-су-дарь и им-пе-ра-три-ца по-же-ла-ли вы-не-сти из Зна-мен-ской церк-ви чу-до-твор-ную ико-ну. Ед-ва вен-це-нос-ные хо-зя-е-ва вы-шли на-встре-чу иконе и при-ло-жи-лись к ней, а ико-ну ста-ли об-но-сить во-круг го-рев-ше-го двор-ца, как по-жар по-чти мгно-вен-но пре-кра-тил-ся.

Вот несколь-ко слу-ча-ев чу-дес-но ока-зан-ной лю-дям по-мо-щи через Цар-ско-сель-скую ико-ну «Зна-ме-ние» Бо-го-ма-те-ри.

М. Д. Во-е-вод-ский, слу-жив-ший при рус-ском по-соль-стве в Афи-нах, пе-ред отъ-ез-дом из Пе-тер-бур-га в 1849 го-ду слу-жил пе-ред Цар-ско-сель-ской ико-ной мо-леб-ствие о бла-го-по-луч-ном пу-те-ше-ствии. Од-на-жды ве-че-ром в Афи-нах в глу-хом ме-сте на-па-ли на него раз-бой-ни-ки, тре-буя ча-сы и день-ги и угро-жая смер-тью. Не зная, как се-бя за-щи-тить, Во-е-вод-ский неожи-дан-но для са-мо-го се-бя ска-зал:

— Я рус-ский.

Со-вер-шен-но так-же неожи-дан-но раз-бой-ни-ки мир-но от-ве-ти-ли ему:

— А, ты рус-ский! Ваш Ни-ко-лай (т. е. им-пе-ра-тор) доб-рый, иди с Бо-гом...

На воз-врат-ном пу-ти из Гре-ции ко-рабль, на ко-то-ром плыл Во-е-вод-ский, под-верг-ся в Чер-ном мо-ре страш-ной бу-ре; все бы-ли уве-ре-ны в его кру-ше-нии и неиз-беж-ной сво-ей ги-бе-ли. Меж-ду тем Во-е-вод-ский мыс-лен-но об-ра-тил-ся к Цар-ско-сель-ской иконе «Зна-ме-ние» Бо-жи-ей Ма-те-ри и с ве-рой при-звал на по-мощь Вла-ды-чи-цу Небес-ную. В это са-мое вре-мя во-да уда-ри-лась в ко-рабль с необык-но-вен-но страш-ной си-лой, и он со-вер-шен-но неожи-дан-но очу-тил-ся невре-ди-мым в ти-хой и спо-кой-ной бух-те.

Же-на ба-та-рей-но-го ко-ман-ди-ра Дид-рикс, по вы-хо-де в за-му-же-ство, в про-дол-же-ние 8 лет не име-ла де-тей. Су-пру-ги очень скор-бе-ли об этом и неред-ко вы-ра-жа-ли скорбь свою зна-ко-мым. Со-чув-ствуя та-кой го-ре-сти, од-на бли-жай-шая зна-ко-мая по-да-ла им доб-рый со-вет: при-об-ре-сти хро-мо-ли-то-гра-фи-че-ское изо-бра-же-ние Цар-ско-сель-ской ико-ны и, освя-тив его, мо-лить-ся пе-ред ним каж-дый день Ца-ри-це Небес-ной о раз-ре-ше-нии неплод-ства сво-е-го. Су-пру-ги по-спе-ши-ли вос-поль-зо-вать-ся та-ким со-ве-том, при-об-ре-ли св. ико-ну, по-ста-ви-ли пе-ред ней неуга-си-мую лам-па-ду и на-ча-ли с ве-рой мо-лить-ся ми-ло-серд-ной Вла-ды-чи-це об уто-ле-нии сво-ей пе-ча-ли. И что же?.. Ве-ра и мо-лит-ва их, сверх ожи-да-ния, ско-ро оправ-да-лись: через 10 ме-ся-цев Дид-рикс бла-го-по-луч-но раз-ре-ши-лась здо-ро-вым и кра-си-вым мла-ден-цем.

Бед-ная вдо-ва, по фа-ми-лии Ху-дя-ко-ва, за-ни-ма-ла где-то в Цар-ском се-ле долж-ность, до-став-ляв-шую ей с до-че-рью на-сущ-ное про-пи-та-ние; но вдруг ей от-ка-за-ли от этой долж-но-сти. По-ра-жен-ная та-ким вне-зап-ным и неза-слу-жен-ным ею от-ка-зом, не имея ни-ка-ко-го при-ста-ни-ща и ни-ка-ких средств к су-ще-ство-ва-нию, она по-сла-ла дочь свою по-мо-лить-ся Ца-ри-це Небес-ной пред св. ико-ной «Зна-ме-ние». По-мо-лив-шись За-ступ-ни-це, без-утеш-ная де-ви-ца со сле-за-ми на гла-зах спе-ши-ла через при-двор-ный сад к несчаст-ной сво-ей ма-те-ри. Но вот на пу-ти встре-ча-ет-ся ей неиз-вест-ный че-ло-век (это был во-ен-ный ми-нистр, князь Чер-ны-шев); горь-кие сле-зы бед-ной де-ви-цы тро-ну-ли его; он оста-но-вил несчаст-ную, рас-спро-сил ее о при-чине та-кой го-ре-сти и тот-час же уте-шил ее обе-ща-ни-ем, что мать ее оста-нет-ся непре-мен-но при сво-ей долж-но-сти, и это обе-ща-ние во-ен-но-го ми-ни-стра дей-стви-тель-но оправ-да-лось.

Про-жи-вав-шая в Пе-тер-бур-ге смо-лен-ская по-ме-щи-ца Е. И. Ду-дин-ская име-ла сы-на, флот-ско-го офи-це-ра, ко-то-ро-му по служ-бе сле-до-ва-ло от-пра-вить-ся в Чер-ное мо-ре на ко-раб-ле «Ин-гер-ман-ланд». Пе-ред от-прав-ле-ни-ем его она на-роч-но при-ез-жа-ла в Цар-ское Се-ло, чтобы от-слу-жить о его здра-вии и бла-го-по-лу-чии мо-ле-бен пе-ред ико-ной «Зна-ме-ние». По окон-ча-нии мо-леб-ствия Е. Ду-дин-ская, став пе-ред об-ра-зом на ко-ле-ни, вос-клик-ну-ла в сле-зах:

— Ца-ри-ца Небес-ная! Те-бе по-ру-чаю сы-на мо-е-го и на Те-бя вся моя на-деж-да; Ты воз-вра-тишь мне его и со дна мо-ря!..

Во вре-мя пла-ва-ния упо-мя-ну-тый ко-рабль, как из-вест-но, был за-стиг-нут страш-ной бу-рей и под-верг-ся кру-ше-нию, так что весь эки-паж его был по-гло-щен вол-на-ми. В чис-ле про-чих несчаст-ных и сын Е. Ду-дин-ской был вы-бро-шен вол-на-ми за борт. Пред-чув-ствуя неиз-беж-ную смерть, он вдруг вспом-нил о Цар-ско-сель-ской св. иконе и с ве-рой при-звал на по-мощь Ма-терь Бо-жию, мыс-лен-но взы-вая к Ней:

— Ца-ри-ца Небес-ная! Мать моя про-си-ла Те-бя обо мне; спа-си ме-ня для нее.

Вслед за тем вол-на мор-ская так силь-но уда-ри-ла его, что он ли-шил-ся чувств и па-мя-ти. Ко-гда же при-шел в со-зна-ние, то уви-дел се-бя на бе-ре-гу и ра-дост-но бла-го-да-рил ми-ло-серд-ную Вла-ды-чи-цу за свое спа-се-ние.

Как вид-но из при-ве-ден-ных слу-ча-ев, по-мощь от ико-ны «Зна-ме-ние» бы-ла чрез-вы-чай-но раз-но-об-раз-на: бы-ли и ис-це-ле-ния от бо-лез-ни, и раз-ре-ше-ние непло-дия, и устрой-ство дел жи-тей-ских, и спа-се-ние по-ги-бав-ших на су-ше и в вол-нах мор-ских. Вот по-че-му хо-ро-шо зна-ю-щие ис-то-рию этой ико-на име-ют к ней осо-бую ве-ру.

Еже-год-но 5 июля бы-ва-ет в Цар-ском Се-ле боль-шое тор-же-ство: ико-ну «Зна-ме-ние» по-сле обед-ни вы-но-сят на гро-мад-ный плац пе-ред двор-цом, где со-вер-ша-ет-ся ко-ле-но-пре-кло-нен-ное мо-леб-ствие, а за-тем ее об-но-сят во-круг все-го Цар-ско-го Се-ла.

Среди множества святых чудотворных икон, прославленных в православной России. Царскосельская икона Знамения Божией Матери приобрела в последнее пятидесятилетие большую известность. Икона сия, находящаяся в Царском Селе, в малой придворной церкви, замечательна во многих отношениях - как памятник древнего иконописного искусства и как источник многих благодатных чудес и исцелений.

Святая икона написана на деревянной доске и представляет поясное изображение Пресвятой Девы - Богоматери с распростертыми к небу руками и с Предвечным Младенцем Иисусом, сидящим на груди ее без всякой поддержки. Правою рукою Он благословляет мир как вечный Архиерей и Пастыреначальник, а в левой держит свиток, как знак благодатного закона и спасительного учения, которым он просвещает род человеческий. Сама же Матерь Божия как бы приносит и посвящает Господу Вседержителю благословенный плод пренепорочного чрева Своего и с воздетыми руками молит Создателя, да приимет Он плод сей как жертву за спасение всего мира. В древние времена, особенно на Востоке, в таком виде изображаемо было рождество Христово; название же Знамения подобные изображения получили у нас в России, и в первый раз оно дано Новгородской св. иконе по случаю чуда, или знамения, бывшего от нее в Новгороде в 1170 году.

Весьма замечательно, что на этой иконе лики Богородицы и Спасителя, несмотря на свою древность, отличаются необыкновенностью ясностью очертаний, живостью цветов и теней, нежностью кисти и полною гармониею как в частностях, так и в целом. Царскосельская икона Знамения Божией Матери принадлежит к самым высоким образцам искусства древневизантийских произведений. Замечательно еще и то, что выражение лика Богоматери производит на молящихся разные впечатления почти в одно и то же время и на том же месте: то оно кажется светлым и умильным, то вдруг темнеет и принимает строгий вид.

Первоначально на св. иконе были изображены только лики Богоматери и Предвечного Младенца с двумя огнеобразными херувимами по обеим сторонам главы Пречистой Девы. Впоследствии, по повелению императрицы Елизаветы Петровны, по краям св. иконы изображены в самых малых размерах с правой стороны вверху - св. апостол Петр, в середине - праведный Захария, внизу -святитель Николай; с левой стороны вверху - св. Алексий, человек Божий, в середине - праведная Елизавета. В 1859 году с разрешения императрицы Марии Александровны, по краям св. иконы изображены с правой стороны внизу - святитель Николай, а с левой стороны внизу - св. мученица царица Александра. Царскосельская чудотворная икона замечательна и своими размерами, которыми превосходитпочти все святые известные в России иконы Богоматери; в длину она имеет почти два аршина, а в ширину полтора аршина.

Происхождение Царскосельской иконы Знамения, должно быть, весьма древнее. При всей красоте своей и ясности лики Богородицы и Предвечного Младенца носят на себе и ощутительные следы древности; тонкие и довольно значительные трещины красок образуют на ликах и на руках как бы тонкую сеть. Подобные следы древности еще очевиднее на остальных частях иконы, покрытых золотым окладом и шитою ризою; во многих местах краски и даже грунт совсем уничтожались.529

Празднование иконы «Царскосельская»(Знамение) происходит 10 декабря (27 ноября по старому стилю).

О чем молятся иконе «Царскосельская»(Знамение) : молятся о покровительстве государству; о защите при неправедном суде; при пожаре; о спасении на водах; при расслаблении, головных болях, холере; при бесплодии; о детях.

Икона Божьей Матери «Царскосельская»(Знамение)

Молитва иконе Богородицы «Царскосельская»(Знамение)

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, небе-се и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приимй благодарение и славу от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да явит нам знамение милосердия Своего и пробавит благодать Свою чтущим Всечестное Имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помилованы быти, аще не Ты умйлостивиши его о нас, Владычице: Тебе же вся от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей. Услыши нас молящихся Тебе, осенй нас Вседержавным Покровом Твоим, и испроси от Господа Вседержителя Православной Державе Российской мир, здравие, спасение и во всем благое поспешение: пастырем же нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся благословение, болящим здравие, напаствуемым заступление, нам же всем дух веры и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. ей, Царице Преблагая! Умилосердися на немощные люди Твоя: разсеянныя по распутием мира собери, заблуждшыя на путь правый настави, старость укрепи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением Матерняго Твоего милосердия: воздвйгни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения. Милостива нам буди зде и тамо, во стране земнаго пришельствия и на Страшнем Суде Сына Твоего: преставлыиыеся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо ecu, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга, и всю жизнь нашу по Христе Бозе предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Hveprv - Магический портал