Hveprv - Магический портал


Подписи к слайдам:

Мир средневекового города
Авторы проекта: учащиеся 6 – В классаРуководитель: Трошенкова О.К.
Цель проекта:
Изучение жизни средневекового города.Задачи:Изучить литературу по данной темеОбратиться к Интернет - ресурсамОбобщить собранный материал, оформив его в виде проектаПрезентовать работу
В X - XI вв. началось возрождение некоторых старых и возникновение новых городов в Западной Европе, которые, хотя и произошли на основе старых римских, но существенно отличались от них. Прежде всего они были экономическими центрами - центрами ремесла и торговли.
Наибольшее количество городов было в Италии (половину населения составляли жители городов) и Фландрии (2 / 3 жителей - горожане). Средневековые города обычно были небольшими - 1-3 тысячи жителей.
Обязательными элементами, благодаря которым населенный пункт мог считаться городом, были стены, цитадели, кафедральный собор, рыночная площадь. Также в городах могли располагаться укрепленные дворцы-крепости феодалов и монастыри.
Города перестраивались концентрическими кругами от центра - крепости или рыночной площади. Улицы были узкими (достаточными только для проезда всадника), не освещались, длительное время не имели брусчатки и канализации. Дома стояли довольно тесно и имели два - три этажа. Нередко верхний этаж нависал над нижним, так из-за дороговизны земли фундаменты строили узкими. Долгое время города сохраняли сельский вид: у домов располагались сады и огороды, во дворе держали скот и птицу. За стенами города жители имели земельные участки и виноградники. Мелкий скот (козы, овцы и свиньи) нередко паслись прямо в городе, причём свиньи поедали мусор, остатки пищи и нечистоты, которые обычно выбрасывались прямо на улицу. Для оздоровления воздуха в домах летом на полу рассыпали свежескошенную траву. Со временем специальные королевские и феодальные смотрители дорог стали штрафовать жителей за скопившийся на улице мусор, который те старались на двухколёсных тележках вывозить на свалку за городом.
Названия улиц нигде не указывались (таблички с нумерацией домов, вывески или высеченные на камне названия улиц появились позже, в XVIII веке), и жителям приходилось просто запоминать их или расспрашивать о маршруте прохожих. Важным ориентиром были вывески на домах, изображавшие род деятельности их владельца, но они могли смениться, что вызывало некоторую путаницу у нечастых гостей улицы.
Горожане были полноправными жителями города. Одни производили и торговали мелочами, необходимыми горожанам и крестьянам из окрестностей. Другие, более богатые, вели торговлю с областями или странами, закупая и продавая большие партии товаров. Кроме того значительную часть населения составляли погрузчики, водоносы, угольщики, мясники, пекари, то есть те, которые были заняты в сфере обслуживания.
Сеньорам и их окружению, представителям светской и духовной власти, т.е. знатным людям, принадлежали лучшие дома в городе, они имели доступ к городской власти и вместе с состоятельными бюргерами образовывали патрициат- правящую верхушку города. Беднейшие слои городского населения назывались плебеями. В разных городах плебеи составляли от 20 до 70% населения.
Средневековые города развивались как центры ремесленного производства. В отличие от крестьян, ремесленники работали для потребностей рынка, производя продукцию на продажу. Все изготавливалось вручную, с помощью простых орудий труда, одним мастером от начала и до конца. Обычно мастерская служила лавкой, где ремесленник продавал производимые им вещи, являясь, таким образом, и основным рабочим, и владельцем.
Ремесленники определённой профессии объединялись в пределах каждого города в особые союзы - цехи. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Например, цех ткачей предписывал, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и материалом.
Цеховые уставы строго ограничивали число подмастерьев и учеников, которое мог иметь у себя один мастер, запрещали работу ночью и в праздники, ограничивали количество станков у одного ремесленника, регулировали запасы сырья. Члены цеха помогали друг другу осваивать новые способы ремесла, но при этом они охраняли свои секреты от других цехов.
Члены цеха строили собственную церковь, школу, отмечали вместе праздники. На содержании цеха были вдовы, сироты, инвалиды. В случае осады города члены цеха под собственным флагом образовывали отдельное боевое подразделение, которое должно было оборонять определенный участок стены или башни. Данное изделие называлось шедевром - "Работой рук"
Особенным почтением пользовались люди строительных специальностей – каменщики, плотники, штукатуры.Цеховая организация ремесленного производства имела и очевидные недостатки, и достоинства, одна из которых хорошо поставленная система ученичества. Официальный срок обучения в разных цехах составлял от 2 до 14 лет, предполагалось, что за это время ремесленник должен пройти путь от ученика и подмастерья до мастера.
Средневековые города возникали всегда на земле феодала, который был заинтересован в возникновении города на своей земле, так как промыслы и торговля приносили ему дополнительный доход. Но стремление феодалов получить как можно больше доходов от города неизбежно приводило к борьбе между городом и его господином.
Возникая на землях феодала, города зависели него и были обязаны платить или отрабатывать, подобно крестьянской общине, налог. Ремесленники отдавали часть своих изделий, купцы - платили товаром или деньгами, другие - работали на барщине или выполняли другую работу. Если бежавший в город крестьянин жил в нем в течение определенного срока, обычно - один год и один день, то он становился свободным. Средневековая пословица гласила: «Городской воздух делает свободным».
В хорошую погоду горожане выходили на улицу, усаживались на скамьях у крыльца дома и болтали с соседями. Среди характерных видов досуга горожан можно выделить катание на лодках по реке, прогулки по мостам и торговым улицам, посещение ярмарок. Кроме заморских товаров горожан на ярмарку завлекали канатоходцы, фокусники, жонглёры, танцоры и музыканты.
Главными центрами повседневной жизни горожан были улица, рынок и приходская церковь с кладбищем. За пределы своего района они выбирались нечасто -лишь для участия в религиозных и государственных праздниках и шествиях, военных учениях или массовых играх. Ночью все городские ворота закрывались, а улицы патрулировали цеховые дружины (те, кто опаздывал к закрытию ворот, были вынуждены устраиваться на ночлег на постоялых дворах).
Кроме традиционных праздничных шествий бывали и процессии, не предусмотренные календарём: искупительные шествия, проводимые по решению суда или властей; молельные шествия, просившие об окончании засухи или прекращении наводнения; благодарственные шествия, благодарившие Небеса за установление долгожданного мира; рождение королевского наследника.
В XII веке в Европе были изготовлены механические часы, в XIII веке – большие башенные часы, в XV веке – карманные часы. Часовое производство становится той школой, в которой вырабатывалась техника точного машиностроения.
Города изменяли и образ жизни человека Средневековья. Так городские жители заметно отличались от деревенских не только занятиями. Они иначе смотрели на мир, были более энергичными, полагались преимущественно на свои силы и гордились своими успехами. Они значительно больше знали об окружающем мире, были в курсе главных новостей. Темп их жизни был значительно выше сельского и не такой размеренный. Они всегда спешили, ценили время, не случайно, что первые часы возникли в городе. Жители городов стремились к успеху, пытались разбогатеть, приумножить то, что им доставалось по наследству. Немало в городах встречалось проходимцев, авантюристов, мошенников, то есть таких людей, которые любой ценой были готовы получить вожделенное богатство. В их понимании богатство давало свободу, а свобода - сама являлась ценностью города.
Источники информации:
http://annales.info/evrope/svanidze/crafts.htm http://ukrmap.su/ru http://student.zoomru.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki
http://images.yandex.ru/

Подобные документы

    Преобладание светских элементов над церковными в культуре Нового времени. Новый стиль философского мышления и выработка развитого юридического мировоззрения. Взаимосвязь философии и науки, философские взгляды Ф. Бэкона, вклад Р. Декарта в философию.

    контрольная работа, добавлен 27.10.2010

    Сущность философии и ее специфика как науки. Общая характеристика античной и средневековой философии, эпохи Возрождения и Нового времени. Философские идеи И. Канта и Г. Гегеля. Волюнтаризм и пессимизм А. Шопенгауэра. "Переоценка ценностей" Ф. Ницше.

    шпаргалка, добавлен 07.11.2012

    Основные разделы средневековой философии: являются патристика и схоластика. Теории Августина - родоначальника теологически осмысленной диалектики истории, о Боге, человеке и времени. Фома Аквинский о человеке и свободе, его доказательства бытия Бога.

    презентация, добавлен 17.07.2012

    Характеристика этапов развития философии: древнего мира, средневековья, эпохи возрождения, нового времени ХVII в., просвещения, европейская и современная. Яркие представители каждого периода и направления их исследований, оценка исторического значения.

    презентация, добавлен 31.10.2014

    Изучение проблемы метода познания. Деятельность представителей материалистического и идеалистического эмпиризма - Гоббса, Беркли и Юма. Характерные черты рационализма философии Нового времени. Содержание учения о субстанции Спинозы, Локка и Лейбница.

    реферат, добавлен 21.11.2010

    Патристика и схоластика как направления средневековой философии теоцентризма. Учение Августина Аврелия Блаженного о "светском государстве" и "царстве Божьем". Философские взгляды Фомы Аквинского. Теории о предвечном существовании душ и их переселении.

    реферат, добавлен 20.05.2014

    Характерные черты этики стоиков и этики эпикурейцев, у которых в качестве философской основы выступает атомистическое строение мира. Метод познания в философии Нового времени, обоснованный Френсисом Бэконом. Понятие и формы достижения бессмертия человека.

    контрольная работа, добавлен 23.12.2011

    Характеристика периода возрождения науки, искусства, философии и ценностей жизни. Схоластика и ее особенности как официальной философии. Роль учений Н. Коперника о гелиоцентрической системе мира. Влияние идеи Монтеня на развитие материализма и атеизма.

    реферат, добавлен 25.06.2010

    Понятие и сущность немецкой классической философии, ее особенности и характерные черты, история становления и развития. Выдающиеся представители немецкой классической философии, их вклад в ее развитие. Место немецкой философии в мировой философской мысли.

    контрольная работа, добавлен 24.02.2009

    Основные черты философии Нового времени. Общая характеристика эпохи и философии Нового времени. Основные представители: Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Томас Гоббс, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Барух (Бенедикт) Спиноза, Джон Локк. Французское просвещение 18 в.

Слайд 2

Античный человек

  • Античный человек был частью вечного, гармоничного мира.
  • Его собственная духовная жизнь мало значила по сравнению с космосом – абсолютным божеством.
  • Основными добродетелями античности считались справедливость, мудрость, мужество.
  • Слайд 3

    Средневековое миропонимание

    Основу средневекового миропонимания составляет религия, в ней мир обретает начальную точку: «Вначале было Слово… И Слово было Бог». Бог как изначальный, вечный и неизменный Творец. Бог как надмирная абсолютная духовность становится высшей ценностью, а связь человека с Богом осуществляется посредством новых добродетелей: веры, надежды, любви и совести.

    Слайд 4

    Средневековое мироощущение предполагает иную картину мира, иной взгляд на человека

    • Человек в этой системе ценностей перестает быть центром мироздания, «мерой всех вещей».
    • Человек эпохи средних веков не творец, а исполнитель Божьей воли.
  • Слайд 5

    Основные философские идеи Средневековья

    • монотеизм (Бог един и уникален)
    • теоцентризм (Бог – центр мироздания)
    • креационизм (сотворение мира Богом из ничто)
    • дуализм (двумирность).
  • Слайд 6

    • Мир в сознании средневекового человека делится на видимый, реальный, земной – «дольний» и потусторонний, идеальный, небесный – «горний».
    • Так и в человеке присутствуют два начала: тело и душа, причем тело представляется «темницей души», а красота человека выражается в торжестве его духа над телом.
  • Слайд 7

    Мироздание Средневековья

    Представало теперь не в виде гармонично устроенного космоса, в котором люди и боги осуществляли свои предопределенные высшим началом функции, а в виде некоего двоемирия, существования мира горнего, высшего, божественного и мира дольнего, полного скорбей и печали, в котором человек в «поте лица добывает и ест хлеб свой».

    Слайд 8

    Художественная модель мироздания, воплощенная в символике буддийского монастыря, христианского храма, исламской мечети, есть образ горнего мира, и потому языческая горизонталь сменяется вертикалью, осуществляющей связь обоих миров (горнего и дольнего).

    Слайд 9

    Главный итог второй ступени познания

    вывод о всеобщей греховности человека, о непостижимости Бога и о том, что высшая цель, высший смысл жизни заключается в том, чтобы через совершенствование души, т.е. самого себя, происходило и постепенное совершенствование мира.

    Слайд 10

    Средневековье вообще часто называют "временем контрастов"

  • Слайд 11

    "Время контрастов"

    В самом человеке противоречивые чувства постоянно борются, он то взлетает к небесам в упоении и восторге, то летит камнем в безысходность ада.

    Слайд 12

    Сознание средневекового человека формировалось на основе религиозных понятий, а не наоборот.

    Слайд 13

    Но любой человек, даже святой - грешен

    И значит, испытывает чувство вины. Это чувство находит свой выход в исповеди и покаянии, человек освобождается от совершенного греха при посредничестве Церкви.

    Слайд 14

    В средневековье атеистов не было

    Искренняя, "наивная" вера людей приближала мир горний, делала его ближе, телеснее в своих проявлениях.

    Слайд 15

    Дьявол Средневековья

    Контрастность мышления средневекового человека проявлялась и в большом внимании, уделяемым дьяволу.

    Слайд 16

    • Дьявол - персонаж, отнюдь не равный Богу, единственному Творцу.
    • Однако в сознании средневекового человека он тоже очень могущественен, очень близок и страшен.
  • Слайд 17

    Символизм действительности

    В целом восприятие действительности в Средние века было очень символичным. Каждому событию приписывался и символический смысл.

    Слайд 18

    Иерархия ценностей

    • Духовные реалии важнее, чем материальные.
    • Для любого крестьянина страшнее не совершить положенную молитву, чем недожать поле (первое чревато в конечном итоге гибелью бессмертной души - единственной непреходящей ценности, которой обладает любой человек; второе - в худшем случае поголодаем, не привыкать).
  • Слайд 19

    Традиция щедрости

    В Средние века сохраняла свое значение традиция щедрости: пиры, подарки друзьям и вассалам - это почетно и славно.

    Слайд 20

    Секты

    • Многочисленные секты Средних веков обвиняют христианство именно в недостаточной аскезе, в слишком сильно приятии материального.
    • С другой стороны, Церковь призывала к "благоразумию" и "умеренности" и в аскезе - другом полюсе телесности.
    • "Все, что нарушает меру - от бесов!" - сурово восклицает Пимен.
  • Слайд 21

    Церковь

    Духовная жизнь и политика, материальное и сакральное - Церковь была силой, во многом определяющей жизнь средневековых людей и мощно влияющий на умы.

    Слайд 22

    Социум

    В головах людей существовал некий "правильный миропорядок", идеал, а все отклонения от него воспринимались именно как искажение истины.

    Слайд 23

    • В обществе, как во Вселенной, есть раз и навсегда заведенный порядок.
    • Военное сословие должно всех защищать, духовное молиться, податное работать.
  • Слайд 24

    Средневековый человек

    Самые яркие черты средневекового человека - его телесность и его эмоциональность. Телесность его проявляется в том, что окружающий мир он воспринимает не отстранено, а живо, участвуя во всех событиях.

    Слайд 1

    Описание слайда:

    Слайд 2

    Описание слайда:

    Общая характеристика культуры средневековья Некоторые считают началом эпохи средневековой культуры раздел Римской империи в 395 году на два государства - восточное и западное. Другие считают, что это 476 год - падения Римской империи. Есть и искусствоведческий термин "средневековая культура" - от принятия христианства императором Рима Константином как официальной религии в 313 году и по XVII век.

    Слайд 3

    Описание слайда:

    Слайд 4

    Описание слайда:

    При изучении темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы: Особое место в культуре занимают такие жанры искусства, как архитектура и живопись. Язык науки и церкви - латынь. Искусство "языка в камне"- удел простого народа. Роль церкви и ее влияния на культуру средневековья очень велики. Церковь является основным заказчиком произведений искусства, служит религиозному культу. Сюжеты произведений носят религиозный характер: это образы потустороннего мира, язык символов и аллегорий. Отсутствует жанр портрета, так как считается, что простой человек недостоин изображения. Основной жанр живописи - икона. Сюжеты - жития святых, изображение Богоматери, Иисуса Христа.

    Слайд 5

    Описание слайда:

    Слайд 6

    Описание слайда:

    Особенности архитектуры Романский стиль Термин " романский стиль" - появился в XIX веке от понятия - " романские языки." В основе их лежит латынь - язык древних римлян. Период, который охватывает романский стиль - X - XII века. Это первый большой стиль в искусстве. Этапы развития романского искусства: - дороманский - 5-9 века - романский - 11-12 века Главные типы сооружений: - феодальный замок - монастырский ансамбль -храм

    Слайд 7

    Описание слайда:

    Слайд 8

    Описание слайда:

    Слайд 9

    Описание слайда:

    Слайд 10

    Описание слайда:

    Слайд 11

    Описание слайда:

    Готический стиль "Готический" - термин ввели гуманисты возрождения, считавшие все, что не античное - негативным, варварским. Готы, растворившиеся как народ среди итальянцев, германцев, испанцев к названию отношения не имеют. Готический стиль - второй великий стиль средневековья. Зародился он во Франции и господствовал с XII по XVI века.

    Слайд 12

    Описание слайда:

    Слайд 13

    Описание слайда:

    Слайд 14

    Описание слайда:

    В поздней Готике все сложнее становятся рисунки витражей, скульптуры, "каменного" орнамента, резьба потолков. Зачастую они напоминают сложнейшие узоры кружева. Даже не верится, что все это сделано из камня.

    Слайд 15

    Описание слайда:

    Слайд 16

    Описание слайда:

    Слайд 17

    Описание слайда:

    Особое место в ту пору заняла живопись в книге. В монастырях монахи переписывали Библию и другие книги священного содержания. Их писали на пергаменте - особым образом обработанной коже ягнят и козлят. На переписку одной книги могла уйти целая жизнь. Эти книги считались большой ценностью, их хранили в монастырских сокровищницах. Картинки в книгах получили название миниатюр из-за использования красной краски "миниум" и маленького размера.

    Слайд 18

    Описание слайда:

    Слайд 19


    Тип урока:

    объяснение нового материала

    План объяснения нового материала:

    • Средневековый человек между богом и дьяволом.
    • Ад, рай, чистилище.
    • Представление о времени.
    • Представление о пространстве.

    ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ И ПОНЯТИЯ .

    Ад – место пребывание душ грешников,

    обречённых на вечные мучения.



    Чистилище – место, где души умерших грешников

    очищаются от грехов.


    Исповедь – покаяние, раскрытие своих грехов перед священником .



    Дьявол – властелин ада, глава злых духов, противостоящий богу .


    Грехопадение – совершение людьми первого греха и изгнание их из рая .


    Страшный суд – второе пришествие Христа. Суд над праведниками и грешниками.

    Конец Света.


    Христианство – всеобщая идеология. Вера в бога – отца, бога – сына.

    (Христа спасителя) и святого духа. Понятие об аде и рае, грехе и добродетели .



    Микрокосмос- человек .


    Семь смертных грехов – грехи, совершив один из которых, человек не смог бы

    попасть в рай.



    Добродетель – это то, что угодно богу и церкви. Возвышает душу человека

    и помогает достигнуть рая.




    Мировоззрение – система обобщённых взглядов на мир и место человека в нём, на

    отношения людей и окружающей их действительности и самим себе, а также

    обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания.



    Хроника – последовательная запись важнейших исторических событий .


    Деление потустороннего

    мира в католицизму .

    Чистилище – место, где души

    Ад –место пребывания душ грешников, обреченных

    Умерших грешников очищаются

    на вечные мучения

    от неискупленных или при жизни

    грехов. Догмат о чистилище введён

    в 1439г. подтверждён в 1562г.

    Рай – место вечного блаженства для душ праведников .


    ОСНОВНЫЕ ДАТЫ .

    1)1562 год (16 век) – подтверждён Ватиканом Догмат о чистилище.

    2) 1439 год (15 век) – принят Догмат о чистилище.

    3) XVII век – объявлена ежегодная церковная исповедь, обязательная для всех .



    ЧАСТИ СВЕТА .

    Азия

    Африка

    Европа

    ВЕЛИКИЕ РЕКИ, ОМЫВАЮЩИЕ

    ЗЕМЛЮ

    Тигр Ефрат Ганг Нил


    ВРЕМЯ

    Крестьяне Церковь Воины

    Сельскохозяйственный Делили время на 2 Календарь войны и турниров

    календарь: периода:

    а) время посева а) от сотворения мира Не знали минут, часов

    б) время всходов б) от рождества Христова

    в) время жатвы

    Не знали какой день и месяц

    Не знали какой сейчас Знали какой год и день

    год, месяц, день, час

    Не знали минут и Год делили по церковным

    секунд праздникам

    Не знали минут и

    секунд


    Высшие добродетели

    Вера в бога Любовь ближнему Смирение


    Составляющие средневековой религии

    Христианская Языческая

    религия религия


    Р ЯДОМ С ЧЕЛОВЕКОМ

    Ангел – хранитель Бес

    (помогал быть добродетельным, (подталкивал к греху, совращал душу,

    сохранял душу, был направлен богом) был послан дьяволом)


    Церковь Народ

    Представление о дьяволе

    Дьявол создан богом, чтобы Дьявол равен по силе богу.

    П роверить силу веры людей. Между ними идёт война

    Дьявол действует с разрешения за душу человека.

    Бога. Дьявол слабее бога.


    Пространство

    Крестьяне Церковь Рыцари

    Знали только три части света

    Хорошо знали только местность около своего города

    И ли деревни

    Остальные места известны очень плохо

    Считали, что там живут чудовища

    Боялись дальних поездок, никуда не ездили


    Христианское религиозное мировоззрение

    Взгляды на мир Представление о Представление о

    пространстве времени

    ( м ир-это арена, на ко- (Делили землю на три части. (Время принадлежит богу.

    торой разворачивается Каждую отождествляли с Время – лишь момент веч -

    борьба между богом и религиозным пространством. ности. Это божественное

    дьяволом, добром и злом, Гигантский мир сотворен бо - время линейно направлено

    христианами и язычника- гом (космос), включал в себя (от сотворения мира к

    ми. Мир-царство порока человека – малый космос (мик - страшному суду). Ожида-

    и алчности, только цер – рокосмос). ние конца света.

    ковь может спасти его

    от гибели.)

    Исторические представления

    (История имеет своё начало и конец.

    История началась с сотворения мира,

    под её концом подразумевался страшный суд).


    Строение мира

    Обитание святой троицы: бог-

    отец, бог-сын, святой сын

    7 небо

    6 небо

    5 небо

    4 небо

    3 небо

    2 небо

    1 небо

    Иерусалим, центр мира

    4 реки, омывающих Землю

    Лестница спасения

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
  • ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Hveprv - Магический портал