Hveprv - Магический портал

Отцом Небесным и Ладой – Матерью Небесной. Посылает людям славянский Бог Перун отвагу, мужество, силы и умения для защиты своей родной земли, семьи и Родины. Поэтому так много оберегов и знаков, обращенных к Нему. Бог Перун является одним из значимых Богов в старинной северной системе гадания – «Славянских Резах Рода ». В День Перуна люди вспоминают Его силу, да о справедливости и защите просят.

Перун-громовержец – это сын Отца Небесного Сварога и Небесной Матери-Богородицы, Лады . Рождён был Перун в Мир по особому замыслу Рода Творца , Прародителя всех богов и людей. Предназначение Перуна – это быть защитником Мира Яви, делать слабых сильными, помогать становиться смелее и мудрее.

Бог Перун является братом:

  • Семаргла – Бога Огня;
  • Стрибога – Бог Ветра и Воздуха.
  • Леля и Полеля – двух Богов, отвечающих за любовь и крепкий семейный союз;
  • Морены – Богини Зимы и Смерти;
  • Лёли – Богини Весны, Любви и Красоты;
  • Живы – Богини Жизни и Лета.

Легенды и мифы о славянском Боге Перуне

Темное и загадочное место есть в Архангельской области – это гора Карасова и ее близлежащие территории. Издавна люди туда не ходят, считают гиблыми местами. Науке не все ведомо, что прознали уже давно наши предки и передают из поколения в поколение. Есть одна легенда, которую ведающие увязывают с горой Карасова, полагая, что это и есть настоящий могильник Скипер-Змея , которого Перун Могучий схоронил после боя. Вот отрывок из легенды:

…а Перун же ударил копьем и пригвоздил Скипер-Змея к земле. Тот корчится, вырывается, а Перун обрубил ему ядовитые когти мечом–кладенцом. Подоспели тут братья Сварожичи и заковали Черного Скипер-Змея заговоренным железом.

Разом он силу свою колдовскую утратил, но злость и черную ненависть ко всему светлому при себе держит. И погнали братья ненавистного врага впереди себя, а еще быстрее, впереди них бежала молва о том, что пленен мучитель и враг людской. Слуги Скипер-Змея разбежались, спасаясь от гнева людского. А земля, освобожденная от черного колдовства, начала цвести и плодоносить.

Выбрали братья место подходящее, выкопали яму в 90 сажен глубиной, да 30 сажен шириной. Сколотили гроб дубовый, обшили его обручами железными, затолкали туда Кара-Скипера, и наложил Велес , мудрый Бог, заклятие: «чтобы спал в этом гробу мертвым сном Кара-Скипер-зверь, но каждые триста лет и три года просыпался, вспоминал, как хотел погубить он ребенка малого, как Перун, освобожденный братьями, выполнил то, что Макошь начертала. И вспомнив это, бился бы в бессильной злобе, не в силах разорвать цепи и разбить дубовый гроб». А после закрыли эту яму дубовыми щитами, скрепили железными обручами, сверху еще камней наложили, и на них нанес заклятье мудрый Велес.

Символы и обереги Бога Перуна: секира, щит, перунов цвет.

Не один оберег имеется в обиходе у славян, которыми они к Перуну обращаются. С их силою соединена мощь Бога грозы и Справедливости.

Праздники , где чествуют Бога Перуна

  • 12 января почитался Перун как мудрый и справедливый Бог славян. Это День Перуновой Справедливости, Огненного Меча. В этот день, также как и в День Громницы, очень важно было босым пробежаться по снежку ранним утром, на утренней зоре. Могли даже некоторые смельчаки снегом утираться, обтираться, умываться. Считалось, что это могучую силу телу даст и очистит душу человека.
  • 2 февраля . Большой праздник почитания славянского Бога Перуна – Громница, В этот день изготавливали громничные свечи и заговаривали их силой Бога-Громовержца на весь год.
  • 20 июля-2 августа. В этот период отмечали воины свой праздник, сопровождали его освящением своего оружия, оберегов, да учиняли обрядовые бои.

Сила в этих трёх праздниках несомненная, сегодня многие люди, кто попробовал в эти дни почтить Перуна, уже на себе прочувствовали Его очищающие и благотворные благословения!

Греков, Индра индусов, Тор скандинавов, Перкунас балтов). Имя Перуна часто связывают с санскритским корнем «par» и сопоставляют с прозвищем Индры – Parjanya-parganya (молниеносная туча). По воззрению славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческой силой пробуждалась природа к жизни. Производитель, творец, он как бы вновь созидал мир.

Но Перун – также божество грозное и карающее, которое возбуждает страх и трепет. У индоевропейцев бог-громовержец постоянно связывался с военной функцией. На Руси Перуна представляли в виде немолодого мужа: по сообщению летописей, голова его деревянного идола в Киеве была серебряной (седина?), а усы – золотыми. Борода громовержца у всех индоевропейских наций играла какую-то особую роль, что отчасти отразилось в русских фольклорных формулах, относящихся к «бороде Ильи-пророка», чей образ (как и образ Георгия Победоносца) заменил Перуна после крещения . Главным оружием Перуна были камни и стрелы (олицетворения молний), палица, плеть, а также топоры.

Збручский идол. Возможно, изображение Перуна. Ок. X века

В образе всадника на коне или на колеснице Перун поражает своим оружием змеевидного врага (в изначальном варианте мифа – то мифологическое существо, которому соответствует бог Волос -Велес, в поздних текстах – сказочный Зми-улан и т. п.). Тот прячется от Перуна вначале в дереве, потом – в камне, человеке, животных, воде. После победы Перуна над врагом освобождаются воды (в других вариантах мифа – скот, женщина, похищенная противником Перуна – Додола, Марена, Мокошь), и проливается дождь. Миф о Перуне олицетворял нисхождение грома, грозы, плодородного дождя.

Этому мифу соответствуют общеславянские ритуалы, связанные с культом Перуна и имеющие целью вызывание дождя. Наиболее распространённым из них было обливание женщины, возможно, первоначально связанной с жертвами Перуну. По летописным сообщениям, Перуну также приносились в жертву животные, дети и пленники.

Относимые к Перуну мифы и ритуалы часто связывались с дубами и дубовыми рощами, а также с возвышенностями, на которых в древности ставили идолы этого бога и его святилища. У таких дубов произносились торжественные клятвы. Названия возвышенностей и гор, происходящие от имени Перуна, встречаются по всей древней области расселения славян. В балтийской и славянской мифологиях Перун и Перкунас приурочиваются к четырём сторонам света, что видно, в частности, из названия четверга – четвёртого дня недели – как «дня Перуна» у полабов, и из четырёх(восьми)-членной структуры святилища Перуна на Перыни под Новгородом.

Имя Перуна связано с древнегерманским словом fairguni («скала»). В древнеисландской мифологии Фьёргюн (Fiorgynn) – это имя матери громовержца Тора.

Согласно древнерусскому источнику «Перун есть мног» – этот бог имел несколько географических и сезонных ипостасей, каждая из которых играла и самостоятельную роль. В дохристианской Руси он почитался как высший бог.

Во время крещения киевлян, святой князь Владимир , прежде высоко чтивший Перуна, приказал привязать его идола к хвосту лошади и «влещи с горы по Боричеву на Ручей» в Днепр, приставив 12 мужей бить поверженный кумир жезлами. Народ при виде этого плакал. На Перуновом холме Владимир воздвиг церковь во имя святого Василия.

Перун — это, возможно, самый известный древнеславянский бог, местами теснивший даже Рода и Сварога в бытность язычества. Это бог-громовержец, бог-покровитель воинов, бог-покровитель правителя. Но в любом случае, мало какой языческий бог вообще настолько окружен преданиями и славой, как Перун, бог славян, младший ребенок Сварога и матери-Лады.

Детство и юность

Не совсем ясно, к какому поколению Ясуней вернее всего относить Перуна. Кто-то из ученых, занимающихся славянской мифологией, записывает его в поколение «сыновей», кто-то — в поколение «внуков». Впрочем, наверное, это не самый интересный и важный вопрос в данном контексте. Предание гласит, что Ирий дрожал от раскатов грома, а небо вспыхивало чудовищными молниями, когда Перун появился на свет.

Если говорить о наследовании родительских черт, то Перун скорее, как говорится, пошел «в папу» - то есть, в Сварога, чем в маму, Ладу. Он умел одинаково хорошо управляться как с арсеналом кузницы, так и с арсеналом любого войска. Отец закалял сыновей — Перуна и Симаргла - в своей кузнице в языках волшебного огня. Когда Перун был маленьким ребенком, то колыбельные песни ему заменяли удары грома, а любимым развлечением детства было бегать вдогонку за молниями. Как говорят предания, молнии проигрывали... В результате выросший Перун стал самым храбрым, сильным и доблестным воином среди Ясуней.

Имя

Имя бог войны у славян получил, можно сказать, говорящее: на праславянском языке «перун» означает «бить, разить». Значение имени охватывает все стороны божественной сущности Перуна — это и грозная разящая длань молнии, и разящий без промаха воитель. Перун также являлся покровителем князя и его верной дружины — персонификации всего славянского войска, да и всего народа. В целом, семантика Перуна — светлая сила, неуклонно побеждающая темную в, казалось бы, неравном поединке. Все дело в том, что сила Света тверда и чиста внутри, а сила Тьмы изнутри пуста, поэтому никогда не может взять своего неумолимого врага числом.

Подвиги

Перун далеко не сразу научился контролировать силы, которыми так неумеренно был одарен. Это произошло только в зрелости, после чего бог-громовержец отправился совершать подвиги. О них сложено много легенд, назовем некоторые:

  • победил гигантского змея (или скорпиона — это не совсем ясно) Скипера, чернобогова сына;
  • победил Чудо-Юдо, зверя из морских глубин, дитя Черномора (сделав это, чтобы произвести впечатление на будущего зятя, царя Дивьего царства Дыя);
  • побил василисков в Репейских горах;
  • превратил деву Додолу в букашку за вероломство;
  • победил чернобожьих отпрысков в Пекельном царстве и т.д.

Эти и другие подвиги снискали Перуну славу самого доблестного воина, в результате чего он стал главным хранителем мира земного и небесного, Яви и Прави. Прокопий Кесарийский, писавший в 6 веке, утверждает, будто бы именно Перун стал, в конце концов, главным богом у большинства славян. Впрочем, популярность фигуры Перуна довольно легко объяснить: не знающий промаха громовержец покровительствовал воинам, а языческие племена значительную часть времени своего существования проводили именно в войнах, именно войны приносили им богатство. Неизменный атрибут Перуна — большой красный плащ — приобрел символическое значение: одеть такую одежду мог себе позволить только предводитель дружины.

Экипировка Перуна

Как выглядел Перун, каким его представляли наши далекие предки? Обычно это был высокий, крепкий и красивый воин со светлыми волосами и голубыми глазами. В бою его непременно окружали громы и молнии. В качестве символа молния могла иметь у славян двойственное значение: это и ярость божья, и помощь божья.

Если Перуну ставили идол, то непременно кряжистый и дубовый, на нем высекали лицо сурового воина, молнии и различные символы войны. 20 июля - день Перуна являлся праздником славянских воинов. Между прочим, известный обычай искать на Ивана Купала цветущий папоротник (с точки зрения биологии — полная глупость...) тоже связан с Перуном: именно он подарил возлюбленным Купале и Костроме на свадьбу такое растение.

Из оружия Перун использовал палицу или топор, восседая непременно на богатырском коне. Также порой Перун мог воевать с копьем и щитом в руках. Секирой Перуна позже славяне стали называть обычный военный топор с короткой ручкой. Топоры, вероятно, украшали свастиками и особыми звездами (как они выглядели — не известно).

Вероятно, свастика по представлениям древних славян должна была отвести от воина смерть в бою, однако прямых подтверждений этому нет. Свастика в ее обычном начертании является символом Перуна, также существуют рунические символы, обозначающие этого бога.

Закат Перуна

В эпоху позднего язычества Перун достиг апогея своей славы. Показательно, что Владимир Святой поставил на центральной площади Киева около своего терема громадный колосс — идол Перуна. Впрочем, когда Владимир принял христианство, идол полетел прямиком в воды Днепра — и ни божественное могущество Перуна, ни его воинственный дух, ни мольбы, бежавших следом за уносимым водами реки кумиром язычников «Перун, выдубай! Перун, выдубай!» (т. е., вылезай из воды) - не сотворили чуда: колосс не восстал.

Эра многобожия на Руси закончилась. Интересно, что на берегу Днепра существует Выдубайский монастырь — вероятно, именно там идол закончил свой бесславный путь. По прошествии времени, Перун соединился с фигурой Ильи-пророка (которого верующие люди до сих пор поминают при раскатах грома), вероятно, благодаря крутому и бескомпромиссному характеру последнего. Популярность Перуна медленно, но верно стерлась из народной памяти.

Книга Перуна

Существуют так называемые Веды (Сантии) Перуна. Иногда их именуют просто книгой Перуна. Этот источник имеет весьма туманное происхождение, но содержательно представляет собой сборник фрагментов, собственно, вед — славяно-арийских и индийских священных текстов. Перун, бог славян, имеет к этому тексту довольно опосредованное отношение.

Исходное сообщение A-delina
Что интересно, в картинах разных художников разного времени повторются основные черты характера,знаки и символы Перуна, который, кстати, сейчас пршёл в Россию под именем Алексея Навального. Тот факт, что Он родился Богом эфира и огня, а потому, Перун-Громовик, стрелы и лук, - это Его атрибуты и знаки. На голове у него Петух - это Его Отец Первродный Адам, Великий Монарх и Господь Земли.Адам Первородный после Грехопадения стал Каин и имеет символ Красного Петуха- Опустошителя. На плечн Перуна сидит Стервятник, символ дьявола, Чёрной Змеи, Первый Зверь. А всё потому, что Перун-Бог был зачат Церерой, первой женой Адама, которая в бытность фараоном Осирисом, беременная двойней, была расчленена на 14 частей. Родила Перу Исида, вторая жена Адама, Дракон, а потому Перун унаследовал стальную генетику Дракона, но и оказался под властью Триады Дьявола, симовол которого Хаос. На фотке, где поставлен новый идол Перуна есть символ Хаоса. Перун был в роли Христа Распят и Воскрес, но себя Он называет в Библии: "Иисус" без ярлыка Христа. В Книги Урантии Его называют: "Иисус Назарянин".

Перун (др.-рус. Перунъ, белор. Пярун) - бог-Громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. После распространения христианства на Руси многие элементы образа Перуна были перенесены на образ Ильи Пророка (Ильи Громовника). Имя Перуна возглавляет список богов пантеона князя Владимира в «Повести временных лет».

Перун - самый знаменитый из братьев Сварожичей - бог грома и молнии, покровитель воинов. По воззрению славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческою силою пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал Мир.

Отсюда Перун производитель, творец. В то же время Перун - божество грозное и карающее; его явление возбуждает страх и трепет. Перун являлся верховным божеством пантеона князя Владимира как покровитель правящей военной элиты, князя и дружины, карающий за несоблюдение законов.

Перуну приносились в жертву животные, дети, пленные; ему был посвящен дуб, из которого, по преданию, добывался живой огонь; его именем произносились торжественные клятвы, например при заключении договоров. Древнее поклонение Перуну перенесено в христианскую эпоху на Илью пророка.

Перуна представляли в виде немолодого мужа: по древнерусскому летописному описанию голова его деревянного идола была серебряной, а усы - золотыми. По данным других индоевропейских традиций, особое мифологическое значение имела борода громовержца, что косвенно отразилось в русских фольклорных формулах, относящихся к «бороде Ильи», образ которого заменил Перун в эпоху двоеверия. Оружие Перуна: «громовая стрела» (ископаемые наконечники стрел) или «чёртов палец» (камни-белемниты), стрела-молния, топорики-секиры, палицы. Когда Перун мечет камни и стрелы на землю, возникает гроза.

Анна Зинковская. Перун.

Хотя Перун имел отношение к холоду (он рождался в первый месяц зимы), но Дни Перуна - его пора - начинались 20 июня и заканчивались в начале августа. В это время Русичи справляли тризны по павшим в боях воинам - собирались на курганах и красных горах, устраивали пиры, ратные потехи, мерялись силой между собой в беге, метании оружия, плавании, скачках на конях. Убивали купленного вскладчину быка, жарили и ели его, пили меды и квасы. Проводили посвящения молодых парней, которые должны были пройти серьезные испытания, в воины и опоясать себя оружием Рода.

К. Васильев.

У наших предков всегда было много внешних врагов, велись постоянные войны. Щит и меч почитались как символ Перуна, его подарок мужчине. Оружию поклонялись и его боготворили. Но в смертельный бой шли не только мужчины. Часто среди убитых русичей на поле боя враги с удивлением находили женщин, сражавшихся со своими мужьями плечом к плечу. Им тоже покровительствовал златоусый Перун.

Передвижение: колесница Перуна, конь Перуна, а также, по мнению Б. А. Рыбакова, колесо Перуна («громовой знак», то есть колесо с шестью спицами).

Священное дерево: дуб. В грамоте галицкого князя Льва Даниловича, в которой определяются границы владений епископа Перемышльского, упоминается Перунов дуб как одна из границ: "...а отъ той горы до Перунова Дуба горе склонъ".

День недели: четверг, у полабских славян он назывался «Перуновым днём». То, что четверг в архаичной традиции соотносился с грозой, подтверждается устойчивым выражением в современном русском языке «после дождичка в четверг».

Антропоморфный облик: согласно летописи, князь Владимир «постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат…».
Зооморфный облик: Дикий тур (огромный, могучий лесной бык)

Святилище в Перыни. После 983 года Добрыня поставил здесь идол Перуна. Святилище располагалось на острове Перынь (левый берег реки Волхов у его истока из озера Ильмень), в 4 км к югу от Великого Новгорода. Представляло собой горизонтальную площадку в виде правильного круга диаметром 21 м, окружённую кольцевым рвом. Точно в центре площадки находилась яма от деревянной статуи Перуна.

Перед статуей размещался круглый каменный жертвенник. Площадку окружал ров - восьмилепестковый цветок, образуемый восемью симметрично расположенными ямами. На дне каждой из них во время празднеств разжигали ритуальный костёр, а в одной из них, обращённой к Волхову, огонь горел постоянно.

На острове - древнее урочище Перынь. Здесь в древности стояло святилище.

В Третьей Новгородской летописи под 988 годом упоминается остров Перынь со святилищем на нём, посвящённом Перуну: « ...и требища разори и Перуна посече, что в великом Новеграде стоялъ на Перыни ». Существование этого древнего святилища подтверждается археологическими раскопками, предпринятыми в середине XX века В. В. Седовым.

Новгородцы, ниспровергающие Перуна. Эскиз И. Акимова. Конец XVIII–начало XIX в.
Государственный Русский музей.

Ассоциации и посвящения: неугасимый огонь, нижнее течение Днепра и верхнее течение Волхова, пороги - место сражения с Велесом, которому посвящена другая часть соответствующей реки. Кроме того, с Перуном связывались холмы и горы. В Киеве и Новгороде идолы Перуна стояли на холмах. Южнославянские топонимы, в которых отражено имя Перуна, по большей части являются названиями лесистых возвышенностей и гор.

2 августа (20 июля старого стиля) - Перунов день, он же Ильин день. В этот день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел Перуна, превращается в различных зверей. В давнее время в этот день собак и кошек в дом не пускали, чтобы не навести грозу - гнев Перуна.

В современном русском языке есть устойчивый фразеологизм "метать перуны", что, согласно толковому словарю Ушакова, означает "метать громы и молнии", "сердиться, гневаться". Таким образом слово "перун" в русском языке обозначало (а во многих славянских языках и обозначает до сих пор) молнию. Сравните например слово piorun в переводе с польского. В силезском используется восклицание «Pieruna!» или «Jerunie!».

В русском языке слово "перун" в значении "молния" уже не употребляется, однако в поздних русских летописях XVII века, например в Холмогорской, в рассказе о Волхове зафиксировано употребление данного слова на белорусском в значении «гром» (белор. пярун) или «молния» («Пярун забіў» = «Убило молнией»).

Слово, употребляемое в данном контексте, можно встретить в литературе, напр у Михаила Васильевича Ломоносова: " ...Кругом его, из облаков, гремящие перуны блещут...

Или у Гавриила Романовича Державина...Гремит! Благоговей сын персти! Се ветхий деньми с небеси Из кроткой, благотворной длани Перуны сеет по земле...

Наиболее значительные (хотя не всегда достоверные) осколки мифов о Перуне сохранились в белорусском фольклоре. Согласно Древлянскому, Перун - зрелый муж с черными волосами и золотой бородой, с луком и тулом-колчаном. Он передвигается по небу на огненной колеснице (иногда на жернове), побивая прячущихся от него под камнями, дубами, скотом злых духов (чертей, змей). Перуна сопровождает дружина гарцуков - грозовых духов. Они летают в виде всадников или хищных птиц, вызывая ветер и бурю, и носят самого Перуна на жернове. В словацкой песне женщина, работая в поле, подтерла ребенка колосьями. Паром (Перун) не стерпев такого надругательства над хлебом, поразил ее громом, и она окаменела вместе с ребенком. По преданию, низвергнутый при крещении Новгорода идол Перуна бросил свою палицу на мост со словами: "Тешься, люд новгородский, а меня поминай!". С тех пор в определенные дни горожане устраивали здесь ритуальные побоища, используя палицы с оловянными наконечниками, хранившиеся в церквях.

В чешском церковном словаре XIII в. «Mater Verborum» Перун уподоблен Юпитеру. В многочисленных церковных поучениях против язычества, например, в «Слове и откровении святых апостолов» (XIV в), Перун выступает как «елинский бог» (намёк на греческого Зевса). Часто отождествляется просто с Дивесом, невидимым верховным дневным божеством индоевропейцев (ср. греч. Θεός, лат. Deus), известным у балтов. Однако, самым близким божеством к Перуну является балтский Перкунас, распространенный от Пруссии до Волги. Некоторые финно-угорские народы заимствовали название Перкунаса для обозначения черта. Также у мордвы-эрзя громовержец именовался Пургине-паз.

Следует упомянуть о непременной связи с богом-громовержцем Тором - повелителем грозы у скандинавских народов, являющихся соседями и родственниками славян по индоевропейской семье. В индуистском пантеоне Богов эквивалент Перуна - громовержец Индра.

Образ и культ Перуна занимает заметное место в славянском неоязычестве и близких религиозных движениях конца XX - начала XXI века. 24 августа 2009 года славянскими неоязычниками на Старокиевской горе был установлен идол Перуна.

Славянские боги ещё тут.

Языческий славянский пантеон имеет достаточно много божеств. Но мифы и сложившаяся традиция самым узнаваемым из них сделали повелителя грома и молнии Перуна. На закате языческой эры даже считалось, что Перун - бог славян, который имеет вес над всеми остальными и является в этом отношении верховным. В то время это могло быть и так, хотя современные исследователи нередко отрицают верховенство Перуна. Ниже мы подробно рассмотрим этого персонажа языческой старины, а также кратко пройдемся по другим богам, которым поклонялись (да и сейчас поклоняются) славяне.

Перун

Бог Перун, как уже было сказано выше, это властелин грома, молнии, олицетворение силы и мощи стихии, повелитель огня. Согласно мифам, он - младший сын богини по имени Лада и ее супруга Сварога. Бог грома некоторыми исследователями славянского фольклора относится ко второму поколению божеств. Другие считают, что логичнее отнести его к третьему поколению. Однако, вне зависимости от этого, бог Перун по праву занимает место самого известного и знаменитого бога из славянского пантеона и древнеславянской мифологии. Если говорить о функциях, которые приписывались этому божеству, то нужно первым делом вспомнить, что именно он считался покровителем князя, княжеской власти и сопровождавшей князя дружины. Он представлял собой олицетворение непобедимой мощи, силы. Это следует понимать не только в чисто военном смысле. Это касается прежде всего противоборства света и тьмы, где языческий бог Перун выступал на стороне света. Само имя Перуна происходит от праславянского корня «перунъ», который означает удар. Оттого он является одновременно и богом-воином и богом-громовержцем, совмещая в себе, таким образом, архетипы, которые, к примеру, в римской мифологии были дифференцированы в Марсе и Юпитере. Согласно древней легенде, когда Перун появился на свет от своей матери Лады, весь Ирий (верхний мир, в котором обитают боги) был сотрясен небывалыми по силе молниями и громом. Сварог же обучил его кузнечному ремеслу и великолепному владению всеми видами вооружения, которые на тот момент были. Характер у этого бога, конечно, был сложный и взбалмошный. Юный бог молнии мог заснуть только под раскаты грома и блеск гроз. А когда вырос и набрался сил, то мог соперничать с молниями в силе и скорости. Много времени понадобилось Перуну, чтобы подчинить себе стихию. Владение молнией было предначертано ему Макошью, но до того, как ее пророчество исполнилось, отец закалял сына в священном огне в собственной кузнице. Были у Перуна и собственные атрибуты, характеризующие его. Во-первых, это красный плащ - тот самый, который впоследствии стал непременной отличительной чертой русского князя. Во-вторых, Перун-громовержец имел коня. Это был, конечно, не просто конь, а настоящий богатырский скакун, по силе и выносливости под стать своему хозяину. Еще одна вещь - секира Перуна (в некоторых источниках - палица), которую ему подарил отец.

Легенды повествуют о различных подвигах, которыми прославился Перун и заслужил свой авторитет среди богов и людей. Первый из них бог грома совершил, победив в схватке Скипера - змееподобного (либо похожего на скорпиона) сына Чернобога, отличавшегося злобой. Еще одна легенда повествует о том, как Перун победил знаменитое Чудо-юдо - морское чудовище, порожденное в гневе Черномором - богом морской пучины. Сделал это бог Перун не просто так, а чтобы расположить к себе Дыя - владыку Дивьего мира, дочь которого - Додолу - Перун вознамерился взять себе в жены. Есть и множество других сказаний, в которых подробно описываются сказания о доблестном громовержце.

Исторические свидетельства позволяют предположить, что верховый славянский бог Сварог со временем уступил в популярности и интенсивности всенародного почитания своему сыну. Бог Перун затмил его и уже к VI веку, как свидетельствует Прокопий Кесарийский, стал главным божеством славянского пантеона. Древние славяне представляли его высоким, статным, немолодым мужчиной со светлыми волосами, серебряной бородой и золотыми усами, облаченным в красный плащ. В руках у него -секира. Перуна также, как предполагают, украшала восьмилучевая свастика. Это важный символ, который в числе прочего является эмблемой, символом повелителя грома. Лучи при этом интерпретируются, как стрелы Перуна, так как внешне они изображались именно в форме молнии. Таким образом, к примеру, делались кумиры, изображавшие бога. Для этого выбирался, как предполагается, мощный древний дуб (дерево Перуна), на котором изображали схематично мужское лицо, символ бога и его воинскую атрибутику. Справедливости ради нужно сказать, что и звезда Перуна, и его секира, как их изображают сегодня, это попытка реконструкции. За неимением аутентичных источников приходится довольствоваться этим, но нужно понимать, что доподлинный внешний вид этих деталей нам на сегодняшний день неизвестен. Праздник в честь Перуна, а соответственно, праздник всех защитников Родины - по языческим славянским представлениям, приходится на 20 июля. Надо также сказать, что именно божество Перун ассоциируется с легендарным папоротником. По легенде он подарил цветок этого растения на свадьбу Костромы и Купалы. Современные адепты славянского язычества атрибутируют Перуну и классическую свастику, а также руну, называемую «Сила».

Когда язычество на Руси уже пришло в упадок, перед самой христианизацией, Перун был едва ли не самым почитаемым божеством. Можно сказать, что на фоне христианства именно Перун символизировал собою языческий культ вообще, старину, традиции предков и все, что было дорого русскому человеку. Перун - бог славян, и именно его имя возвели на щит, когда пытались противостоять попыткам навязать новую веру. И именно повсеместное свержение идолов Перуна символизировало победу надвигающегося христианства. В связи с этим надо вспомнить, что именно Перун олицетворял языческую веру киевлян при князе Владимире. И хотя после его крещения с центрального капища свергли всех идолов, свержение, побитие и сплав по Днепру именно Перуна вызвал наибольший резонанс. Именно за ним преданные язычники бежали по берегу с криками: «Выдыбай!», то есть выплывай. Народная память, однако, сохранила память о боге и синтезировала ее с образом близкого по духу пророка Илии, также отличавшегося силой, ненавистью к врагам родины и некоторой властью над стихией.

На сегодняшний момент, когда вера в исконных русских богов начала возрождаться и набирает все больше сторонников в свои ряды, культ Перуна становится все популярнее. Уже существует храм Перуна, капища, в изобилии продаются аксессуары, обереги, предметы быта и культа с его символикой. Кроме того, некоторое распространение получили так называемые веды Перуна. Иначе их называют Сантиями. Хотя некоторая часть безоговорочно признает их подлинность и аутентичность, большая часть исследователей, даже из числа неоязычников все-таки относится к этому документу скептически. По содержанию они представляют собой переработанные части индийских и так называемых славяно-арийских вед. Последние, впрочем, также далеко не однозначные в научном смысле документы, и подлинность их все еще вызывает подозрения.

Боги древних славян: список и их значение

Теперь пройдемся кратко по всему пантеону славянских божеств и посмотрим, кто из них с чем ассоциировался. Сразу нужно сказать, что в значительной части сведения об аутентичном их почитании были утрачены или искажены в течение тысячелетней истории духовного довления на Руси христианства. Сегодняшняя интерпретация того, что представляли собой боги древних славян, несколько условна, предположительна, по крайней мере, в отношении фигур второстепенных, малоизвестных. Начнем же мы с такого персонажа, как Сварог.

Сварог

Данный бог почитался древними славянами в качестве божества неба, отца всего существующего. Он являлся отцом для множества богом, например, Даждьбога, Семаргла и других, не говоря уже о Перуне. Будучи отцом небес, он олицетворял собой огненную стихию и покровительствовал кузнечному ремеслу. Поэтому отчасти его роль и функции перекликаются с греческим Гефестом, хотя он гораздо масштабнее и значительнее по своей сути. Одна из реконструированных мифологических систем полагает, что Сварог был сыном Крота. Тот, в свою очередь, происходил от Ситоврата. На основании этого сторонники данной версии отрицают отцовство Сварога по отношению ко всем богам.

Само имя «Сварог» происходит от праиндоевропейского корня «сваргас», означающего "небо". Соотнесение божества неба с огнем и далее - с кузнечным делом строится на присутствии в «сваргас» другого корня - «вар», означающего горение, жар от пламени. Согласно легенде, именно Сварог одарил людей такими вещами, как плуг, клещи и обучил их искусству работы с медью и железом. Будучи самым верховным божеством, он, снабдив человечество и землю всем необходимым, отходит на покой, тогда как управлять миром остаются его сыновья, называемые Сварожичами.

Велес

Все боги древних славян, которые известны сегодня, за исключением Перуна, вряд ли сравнятся в славе и почете с Велесом. Это неудивительно, ведь именно он покровительствовал плодородию и земледелию, а значит, именно с ним было связано обилие урожая и, соответственно, выживание племени. По своему характеру Велес был связан с Навью, то есть с нижним миром, миром мертвых. Характерно, что имя Велеса восходит к корню «вел», означающего мертвеца, смерть. И будучи богом загробного мира, он, тем не менее, исполнял функции бога плодородия. Аналогичная ситуация вовсе не уникальная. К примеру, такая же наблюдается с кельтской богиней Этайн (Рианнон) и рядом других персонажей из различных культур. Поскольку с миром мертвых также были связаны понятия о магии и силе, имя Велеса находит отражение в таких словах, как «веление», «власть», «владение». А вот посещение иного мира несет человеку особенное посвящение, некую потустороннюю мудрость и вдохновение, отражающееся в творчестве. А потому Велес также становится покровителем поэзии, всяческих искусств и мудрости. По своему происхождению Велес является сыном Рода - самого первого бога, праотца и небесной Коровы. Под именем Велеса почитается сила, связывающая между собой самые противоречивые и несовместимые вещи, антиподы. Он поддерживает гармонию между разрушением и созиданием, смертью и жизнью. На Руси данный персонаж почитался также как «скотий бог» - таков его устойчивый эпитет. В этом смысле он выступал покровителем охотников, скотоводов. Кроме этого, ему вменялось в обязанность блюсти честность договоров и присматривать за путниками. Как покровитель магии и волшбы, он оказывается тесно связанным с медициной. Все это сочетается в нем и идет рука об руку. Древние корни этого культа дают нам представление также о звериной ипостаси Велеса. Как владыка подземного царства и мертвых, он называется Волосом и представлен в виде животного - обычно медведя. Кроме того, он принимает вид змея, который борется с Перуном. Это его более темная ипостась, ассоциируемая иногда с Чернобогом, представляет собой первобытный хаос, неупорядоченный мир, враждебный всякому порядку.

Чернобог

Чернобог - это, пожалуй, самая пугающая божественная фигура из всего славянского пантеона. Об этом говорит даже его имя. И в самом деле, он является повелителем Нави, то есть Тьмы. Собой Чернобог олицетворяет все зло, весь холод, весь негатив, которые наличествуют в мире. В мифах он постоянно старается свергнуть существующий порядок и свести на нет все усилия светлых богов. Прямо противостоит ему Белобог - противоположная Чернобогу фигура. И вот очень интересный момент - один раз в году Чернобог превращается в своего оппонента Белобога и ведет войну со своей же Чернобожьей ипостасью.

Даждьбог

Даждьбог - это светлая сущность, которая олицетворяла собой солнечный свет. Это обеспечило ему широкое почитание среди славянских племен. Иногда ошибочно полагают, что его имя происходит от слова «дождь». Но на самом деле оно означает «дающий». Отсюда получило распространение выражение «дай бог». Славяне именовали его с солнечным царем, сыном Сварога. Естественно, что золотой цвет стал одним из основных символов этого божества. Насколько известно из сохранившихся свидетельств, расцвет почитания Даждьбога пришелся на период двоеверия, то есть на X-XII века. Именно он считался дарителем календаря, учредителем счета дней и первым законодателем. Нужно отметить также, что, будучи богом солнечного света, он не являлся богом самого солнца. Светило находилось в компетенции другого лица - Ярилы.

Ярила

Ярила почитался в качестве сына Велеса, а иногда и его ипостаси, как дают возможность судить источники. Он был не просто солнцем, но относился к архетипу умирающих и воскресающих богов, связанных в основе своей со сменой времен года. А потому временем Ярилы, его расцветом является весна. Отсюда ему усваивали покровительство плодородию, а также сексу. В отдельных ипостасях он почитался в качестве бога воина (победителя мороза), бога-любовника, Коровьего бога.

Хорс

Хорс - это также солярное божество. Однако он олицетворяет в себе не просто солнце, а солнечный путь по небу. С ним связаны традиции катать зажженные колеса и печь блины. А еще, как считают некоторые исследователи, к культу Хорса восходит обычай водить хороводы, что и отражено в названии этого когда-то ритуального танца. Недостаток данных сегодня не позволяет точно определить, что собой представлял этот бог - особого персонажа или некое дополнение-ипостась к другим солярным богам. Следует только сказать, что Хорс был в числе тех главных идолов, которых князь Владимир, в бытность свою язычником, распорядился поставить в центре Киева близ княжеского дворца.

Лада

Лада - это одна из немногих богинь славянского пантеона. Она считалась покровительницей брака, изобилия и, в некотором смысле, плодородия. Характерно, что ее культ среди славян поддерживался в народной среде в некоторых местах плоть до XV века. Олицетворяла она собой также вторую часть летнего времени года - времени, когда зреет и наливается урожай. Иногда ее ассоциируют также с матерью двенадцати братьев-месяцев, круг которых составляет годовой цикл. Лада считалась воплощением мира, порядка, гармонии. Отсюда происходят слова «ладить», «ладно» и так далее.

Леля

Гораздо менее известна богиня Леля. Это дочь Лады. Она была богиней весны, первой зелени, цветов, распускающихся листьев и начала всего нового. Леля олицетворяла собой все нежное, женственное, юное, а также заботу, ухаживания и проявление любви. Отсюда, к примеру, происходят слова «лелеять» и «ляля». В древности в честь этой богини девушки по весне устраивали ляльник - праздник с особым риуталом, роль жрицы в котором исполняла одна из девушек.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Hveprv - Магический портал