Hveprv - Магический портал

Поместный Собор Русской православной церкви 27-29 января 2009 года выберет патриарха Московского и всея Руси. Выборы пройдут в связи с кончиной 5 декабря 2008 года патриарха Алексия Второго.

Патриарх Московский и всея Руси - титул предстоятеля Русской православной церкви.

Патриаршество было учреждено в Москве в 1589 году. До этого времени Русская Церковь возглавлялась митрополитами и до середины XV века относилась к Константинопольскому Патриархату и не имела самостоятельного управления.

Патриаршее достоинство московским митрополитам было усвоено лично Вселенским Патриархом Иеремией II и подтверждено Соборами в Константинополе в 1590 и 1593 годах. Первым патриархом стал святитель Иов (1589-1605).

В 1721 году патриаршество было упразднено. В 1721 году Петр I учредил Духовную коллегию, впоследствии переименованную в Святейший Правительствующий Синод - государственный орган высшей церковной власти в Российской церкви. Патриаршество было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября) 1917 года.

Титул "Святейший Патриарх Московский и всея Руси" принят в 1943 году патриархом Сергием по предложению Иосифа Сталина. До этого времени патриарх носил титул "Московский и всея России". Замена России на Русь в титуле патриарха связана с тем, что с возникновением СССР под Россией официально подразумевалась только РСФСР, в то время как юрисдикция Московской патриархии простиралась и на территорию прочих республик Союза.

Согласно Уставу Русской православной церкви, принятому в 2000 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси "имеет первенство чести среди епископата Русской православной церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам... имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской православной церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его председателем".

Патриарх созывает Архиерейские и Поместные соборы и председательствует на них, а также несет ответственность за исполнение их постановлений. Патриарх представляет Церковь во внешних сношениях, как с другими церквями, так и со светской властью. В его обязанности входит поддержание единства иерархии РПЦ, издание (совместно с Синодом) указов об избрании и назначении епархиальных архиереев, он осуществляет контроль за деятельностью архиереев.

Согласно уставу, "внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест".

Патриарх Московский и всея Руси - епархиальный архиерей Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области, Священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры, управляет патриаршими подворьями по всей стране, а также так называемыми ставропигиальными монастырями, подчиненными не местным архиереям, а напрямую Московской Патриархии.

В Русской Церкви титул Патриарха дается пожизненно, и это означает, что до самой смерти патриарх обязан служить Церкви, даже если он тяжело болен или находится в ссылке или заточении.

Хронологический список Патриархов Московских:

Игнатий (30 июня 1605 года - май 1606 года), поставлен Лжедмитрием I при живом Патриархе Иове и поэтому не включается в списки законных Патриархов, хотя поставлен с соблюдением всех формальностей.

Священномученик Гермоген (или Ермоген) (3 июня 1606 года - 17 февраля 1612 года), причислен к лику святых в 1913 году.

После кончины патриарха Адриана преемник не избирался. В 1700-1721 годах блюститель патриаршего престола ("Экзарх") - митрополит Ярославский Стефан (Яворский).

Московские патриархи в 1917-2008 годах:

Святитель Тихон (Василий Иванович Белавин; по другим данным Беллавин, 5 (18) ноября 1917 года - 25 марта (7 апреля) 1925 года).

    Содержание 1 Иерархические награды Русской православной церкви … Википедия

    АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 24 - 29 ИЮНЯ 2008 г. - Заседал в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя. В работе А. С. участвовали 183 архипастыря. В деяниях А. С. впервые принимали участие архиереи РПЦЗ: среди членов президиума Собора был первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митр. Восточно… … Православная энциклопедия

    ДИАЛОГИ БОГОСЛОВСКИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ - постоянно действующие двусторонние или многосторонние встречи и совещания представителей РПЦ с христ. и инославными церквами и конфессиями в XX XXI вв. Формированию этого процесса в 60 70 х гг. XX в. способствовало неск. факторов: вступление РПЦ… … Православная энциклопедия

    До начала 1920 х годов, все православные на Северо Американском континенте (независимо от этнической принадлежности) находились в юрисдикции Русской Православной Церкви. Эта североамериканская епархия управлялась епископом или архиепископом… … Википедия

    Хронологический список предстоятелей (митрополитов, патриархов, местоблюстителей) Русской Церкви и обер прокуроров Святейшего Синода (в синодальный период). Содержание 1 Киевские митрополиты (988 1281) … Википедия

    АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ВСЕЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ - Вселенская Церковь в первые 2 столетия состояла из общин, возглавляемых епископами. Образование поместных Церквей, объединяющих неск. епископий и возглавляемых первыми епископами, относится к эпохе не ранее III в. Исторически первой формой… … Православная энциклопедия

    ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ - Канонические принципы устройства В. у. определены 34 м Апостольским правилом: «Епископам всякаго народа подобает знати перваго в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его разсуждения: творити же каждому… … Православная энциклопедия

    Колыбель русского монашества Киево Печерская лавра История Русской Церкви история православной церкви на территории исторической Руси. Современная как церковная, так и светская … Википедия

    Запрос «РПЦ» перенаправляется сюда; о других значениях см. РПЦ (значения). Русская Православная Церковь … Википедия

    Данная статья о современной Русской Православной Церкви (Московском Патриархате). Запрос «РПЦ» перенаправляется сюда. Для других расшифровок см. РПЦ (значения) Вид на резиденцию Святейшего Патриарха и Священного Синода. Данилов монастырь, Москва … Википедия

Книги

  • Орден Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского. Именные Списки 1978-2005 , . Орден преподобного Сергия Радонежского трех степеней был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви 26 декабря 1978 г. Орденами I и II степени награждаются предстоятели Поместных…
  • Православие в России и предстоятели Церкви , А. А. Трапезников. История Русской Православной Церкви неотделима от истории нашего Отечества. Русское государство на протяжении всего существования невозможно представить без Православной веры. Здесь и само…

Превысочайший престол патриарший». Духовенство и бояре похвалили мысль царскую, но прибавили, что нужно снестись с восточными патриархами, чтобы никто не мог сказать, что патриарший престол в Москве устроен одной только царской властью.

Патриарх Иоаким, которому передали решение думы, взялся доложить об этом собору греческой церкви. Год прошел без ответа. Летом года прибыл сначала в Смоленск , затем в Москву константинопольский патриарх Иеремия , и царь решительно поставил вопрос о патриаршестве в России , предложив самому Иеремии сделаться патриархом русским.

На самом деле, однако, иметь патриархом грека не хотели, да в Москве был уже намечен свой кандидат – митрополит Иов , клеврет Бориса Годунова . Патриаршество в России было предложено Иеремии под тем условием, чтобы он жил не в Москве, а во Владимире как городе старейшем. Иеремия отказался жить не при государе. Тогда 26 января года тем же Иеремией в патриархи русские торжественно был поставлен Иов. Через два года получена была грамота от восточного духовенства, утверждавшая патриаршество в России, в Москве и подписанная 3 патриархами , 42 митрополитами , 19 архиепископами и 20 епископами . Московский патриарх должен был занимать место после иерусалимского ; поставлялся он собором епископов русской церкви.

Поставление происходило обыкновенно таким образом. После смерти патриарха от имени царя или блюстителя патриаршего престола – а им обыкновенно бывал митрополит Крутицкий – рассылались грамоты ко всем митрополитам, архиепископам, епископам, архимандритам, игуменам степенных, т.е. более важных монастырей, с извещением о смерти патриарха и с приглашением «снитися в царственный град Москву, благочестивого ради собора и для избрания великого святителя на превысочайший патриаршеский престол, иже в велицей России» .

К назначенному сроку приглашенные съезжались в Москву с протопопами , священниками , дьяконами . Если кому-нибудь из архиереев нельзя было прибыть к сроку для избрания патриарха, он должен был прислать грамоту, что он наперед согласен со всеми постановлениями собора.

Когда все духовные были в сборе, царь повелевал им «видети свои государские очи в золотой подписной палате»; старший из митрополитов «творил достойно по святительскому чину»; царь говорил речь, указывая на повод к созванию духовенства, и открывал собор. Форма избрания патриарха была открытая или посредством жребия. Последняя окончательно установилась после смерти патриарха Филарета (+ ) и состояла в следующем. На 6 бумажках равной величины писались имена шести кандидатов, из архиепископов, епископов и настоятелей степенных монастырей. Бумажки эти обливались со всех сторон воском, припечатывались царской печатью, и в таком виде парь посылал их собору, который в это время заседал в московском Успенском соборе .

Если русский патриарх достиг высокого государственного значения, то этим он был обязан тем условиям, при которых пришлось действовать патриархам. Патриарх Иов деятельно работал в пользу избрания Годунова в русские цари: затем, когда явился первый Лжедмитрий и стал серьезно угрожать Годунову, Иов твердо выступил против него, защищая сначала Бориса Годунова, затем его сына Федора .

Он посылал послов к князю Острожскому и польскому духовенству, убеждая их не верить Лжедмитрию, предал его анафеме и в своих посланиях доказывал, что Лжедмитрий не кто иной, как беглый чудовский монах Гришка Отрепьев .

Когда самозванец овладел Москвой, Иов был свергнут с патриаршего престола и в простой монашеской рясе был отвезен в Старицкий Успенский монастырь . На место Нова патриархом избран рязанский архиерей Игнатий , родом грек, в молодости воспитывавшийся в Риме и до приезда в Россию занимавший Кипрскую епископскую кафедру. Он первый из архиереев признал Лжедмитрия царем и за это был возведен в патриархи 24 июня года.

Предположение некоторых духовных историков, что Игнатий был возведен Лжедмитрием в патриархи потому, что по своим убеждениям и характеру мог быть удобен для Рима, не имеет достаточных оснований: новый патриарх разослал грамоты, в которых предписывал молиться, между прочим, о том, чтобы Господь Бог возвысил царскую десницу над латинством и басурманством. После свержения Лжедмитрия Игнатий переехал в Литву , где принял унию .

После Игнатия патриархом, естественно, был избран человек, наиболее проявивший оппозицию против Лжедмитрия. То был казанский митрополит Ермоген , человек от природы грубый, даже жестокий, но строгий к себе, прямолинейный и стойкий. Он был не в ладах с вновь избранным царем Василием Шуйским , но стоял за него как за царя венчанного .

Когда появился второй Лжедмитрий и народ стал волноваться, Ермоген перенес царевича Дмитрия из Углича в Москву и устроил торжественную покаянную процессию в Москве, в присутствии вызванного из Старицы ослепшего патриарха Иова : народ каялся в изменах, клятвопреступлениях, убийствах, и патриархи разрешали его.

В начале года недовольные Шуйским вытащили патриарха Ермогена на лобное место и, тряся его за ворот, потребовали согласия на перемену царя. Патриарх остался тверд, не побоялся толпы и отстоял Шуйского. Когда Шуйский год спустя был свергнут и бояре выдвинули кандидатуру польского королевича Владислава , Ермоген согласился на желание большинства, но с тем, чтобы Владислав перешел в православную веру.

В Польшу были отправлены послами князь Голицын и ростовский митрополит Филарет . Через несколько времени к ним пришла грамота от бояр, в которой предписывалось во всем положиться на волю королевскую. Но послы заявили, что грамота от одних бояр для них не действительна: их посылали патриарх, бояре и все люди вместе, а не одни бояре. Когда паны возразили на это, что патриарх – лицо духовное и в светские дела вступаться не должен, то получили в ответ: «изначала у нас так повелось: если великие государственные или земские дела начнутся, то великие государи призывали к себе на собор патриархов, архиепископов и епископов и без их совета ничего не приговаривали, и место сделано патриархам с государями рядом: теперь же мы стали безгосударны, и патриарх у нас человек начальный».

Переговоры с Владиславом кончились неудачей; в апреле года русские послы были отведены пленниками в Мариенбург . Ермоген разрешил русских от присяги Владиславу и стал призывать народ на защиту государства и православия. Кроме патриарха, города не хотели знать другого начальства; к нему они посылали отписки о сборе ратных людей. Польская партия бояр, во главе которой стоял Салтыков , враждебно относилась к Ермогену и потребовала, чтобы он воротил земские ополчения, шедшие к Москве, но патриарх благословил ополчения и проклял изменников отечества. Его посадили под стражу и преградили всякие сношения его с народом. В тюрьме он и умер (), заморенный, как говорили, голодом.

До года Русская Церковь оставалась без патриарха. Сначала ею управлял казанский митрополит Ефрем (Хвостов) , а после его смерти () – митрополит Крутицкий Иона (Архангельский) , человек необразованный, упрямый и мстительный.

В году митрополит Филарет возвратился из Польши в Москву. Воспользовавшись пребыванием в Москве иерусалимского патриарха Феофана III , Михаил Федорович возвел своего отца в патриархи. Как отец царя Филарет получил титул «великого государя» и занял в государстве место, равное царю: наступило время полного двоевластия.

В сфере церковного управления и суда патриарх оставался независимым и никем не стеснялся. В году Филарет получил от царя новую грамоту, по которой все духовные лица его епархии, монастыри и церкви, с их служителями и крестьянами, во всех делах, кроме уголовных, были подчинены суду одного патриарха; если же они имели дело с каким-нибудь светским лицом, то должны были жаловаться в приказы, которые ведали ответчиками.

Двор патриарха был устроен по образцу царского. У патриарха были свои свечники, чашники, скатерники, повара, хлебники, пивовары, истопники, конюхи, иконописцы, мастера серебряных и золотых дел и т.п.; были у него и свои бояре, окольничьи, стольники, стряпчие, дворяне, дети боярские, которым поручались патриархом разные дела по управлению.

При Филарете в области патриаршего управления начинают выделяться разряды и приказы: в судном приказе или патриаршем разряде были сосредоточены все судебные дела; в приказе казенном – дела о ставленниках, а также сборах с вотчин и духовенства; приказ церковных дел ведал делами, касающимися церковного благочиния; дворцовый приказ заведовал хозяйством патриарха. Ведомство этих приказов не было, впрочем, строго разграничено и может быть определено только приблизительно. Патриарх по-прежнему, вместе с высшим духовенством, призывался на земский собор и в царскую думу.

По смерти Филарета преемник его, Иоасаф I (1634 - 1640), не мог занять такого положения, какое принадлежало отцу царя: он не носил титула великого государя, как и его преемник Иосиф (1640 - 1652). При последнем было издано «Уложение » царя Алексея Михайловича , значительно подрывавшее значение в государстве церковной иерархии вообще и патриарха в частности. Патриарх сидел во время составления «Уложения» в царской думе и на земском соборе и не протестовал. Учреждением монастырского приказа были уничтожены судебные привилегии духовенства, а следовательно, умалена власть патриарха.

Главным противником приказа явился патриарх Никон , при котором патриаршая власть достигла небывалого до тех пор развития. Как и Филарета, Никона титуловали «великим государем»; власть патриаршая как бы приравнивалась к власти царской. Монастырский приказ хотя не был уничтожен, но почти бездействовал. Не имело силы и постановление «Уложения », запрещавшее увеличение монастырских вотчин: патриаршие вотчины увеличились за это время с 10 тыс. дворов до 25 тыс.

Никон окружил себя царской пышностью и сделался, как царь, недоступен. Архиереи рабски подчинялись всесильному патриарху, беспрекословно сносили все его грубости и исполняли его распоряжения. Патриарх своей властью отбирал у епархий и церквей вотчины и отдавал их на свои монастыри или присоединял к патриаршим владениям.

Самовластно поступал Никон и с боярами. Идеалом его было двоевластие, в виде светской власти царя и духовной – патриарха. С этой целью он как бы в противовес «Уложению» пересмотрел и дополнил Кормчую , которую издал с приложением подложной грамоты Константина к папе Сильвестру , содержавшей в себе апологию церковной власти и церковных имуществ. Никон хотел убедить царя Алексея Михайловича отменить вовсе «Уложение» и заменить его Кормчей; но это не удалось. Царь разослал только воеводам для руководства в суде выписки из Номоканона , как бы в дополнение «Уложения».

Затем стряслась катастрофа над Никоном. Во время удаления патриарха, до суда над ним, русской церковью правил Питирим , митрополит Крутицкий. Приговор над Никоном был вместе с тем приговором и над патриаршеством в России и его идеалами. Патриаршая власть вводилась в известные рамки; давалось понять, что русский патриарх не всемогущ, что власть его – не самодержавная царская власть.

Московский Собор 1667 года признал, что патриарх не должен носить титула великого государя и вступаться в мирские дела; с другой стороны, однако, признана была независимость духовенства и церковных людей в гражданских делах от мирского суда. Патриархом на соборе 1667 года был избран тихий, незначительный Иоасаф II ( -). С этих пор патриаршество в России начинает терять свое государственное значение.

После Иоасафа II патриарший престол занимали Питирим (в Статьи о святительских судах », в которых были собраны выписки из Номоканона , царские уставы и ханские ярлыки; правительству рекомендовалось помнить все это и не отступать от старины.

Сближение России с Западной Европой вызвало оппозицию со стороны как Иоакима , так и Адриана , они видели подрыв религии в заимствовании новых форм жизни, в перемене даже внешности русского человека. Умирая, патриарх Иоаким в своем завещании умолял правительство не допускать православных к дружбе с иноземцами и еретиками, запретить последним строить кирхи, разорить уже раньше построенные, не давать иностранцам начальства в полках, не вводить новых обычаев. Адриан намеревался идти по следам Иоакима, но Петр I резко оборвал патриарха, и он должен был замолчать; Адриан даже жил не в Москве, а в своем Перервинском монастыре.

Не проявляя прямой оппозиции, он молчаливо был главою недовольных, а в лице его и само патриаршество как учреждение было символом недовольства новыми порядками. Поэтому, когда в октябре года умер патриарх Адриан, преемника ему не было назначено. Во главе управления церковью был поставлен рязанский митрополит Стефан (Яворский) , с титулом «местоблюстителя патриаршего престола». Уже одно то, что местоблюстителем был назначен митрополит рязанский, а не Крутицкий, как до тех пор бывало, являлось нововведением. По отношению к церковным делам местоблюститель сохранял права патриарха; для совещаний по важным делам он имел при себе очередных епископов из епархий.

Так было до года, когда Петр стал заменять приказы коллегиями, с целью объединения однородных предметов государственного управления. На церковь Петр смотрел не с духовной точки зрения, как на общество верующих, а с государственной, как на учреждение правительственное. Эта точка зрения побудила его идею преобразованных им светских учреждений перенести и в область церкви и единоличную власть патриарха заменить коллегией, постоянным собором духовного правительства.

Духовная коллегия (синод) явилась высшим церковным и правительственным учреждением в России. В составленном для нее «Духовном регламенте» были изложены причины, побудившие царя заменить единоличное управление церкви коллегиальным:

  1. в собрании, где много членов, легче может быть отыскана истина;
  2. решение собора получает в глазах общества больше силы и значения, чем решение одного лица;
  3. при коллегиальном управлении не могут быть остановки в делах вследствие болезни или смерти правительственного лица;
  4. при коллегиальном управлении не может быть стремления у духовного правительства сравняться с особою монарха, как это могло быть при патриархах;
  5. соборное учреждение может быть хорошей школой для архиереев.

На преобразование высшего управления церковью было вытребовано согласие русских архиереев, а также настоятелей степенных монастырей, Сената и восточных патриархов.

(с 2009)

Использованные материалы

  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

Поставлен Лжедмитрием после ссылки святителя Иова, впоследствии впал в униатство , ныне не считается Церковью законным.

Митрополиты московские и всея Руси. Список этих предстоятелей начинается с 15-го века и продолжается по настоящее время. Название «московский» говорит о том, что предстоятели начинали службу именно в этом месте. Но все бумаги подписывались как «Митрополит всея Руси».

1. Феодосий (Бывальцев). Годы службы - с 3 мая 1461 г. по 13 сентября 1464-го. Это был талантливый церковный деятель и публицист. До того, как он вступил в сан митрополита, служил в Чудовом монастыре архимандритом. Но московский князь впервые, самостоятельно, без патриарха Константинополя назначил его митрополитом. Прослужил он всего 4 года, потом по причине недуга был вынужден уйти в отставку. После этого Феодосий прожил еще 10 лет, умер в 1475 году.

2. Филипп первый. Годы службы - с 11 ноября 1464 г. по 5 апреля 1473-го. Был во главе 10 лет. Именно в его правление произошли большие церковные события. Например, строительство Успенского собора. Канонизирован православной церковью.

3. Геронтий. Годы службы - с 29 июня 1473 г. по 28 мая 1489-го. Время его правления охарактеризовано множественным возведением и соборов. Канонизирован русской церковью.

4. Зосима (Брадатый). Служил митрополитом с 1490 по 1495 год. Стал известен тем, что был заподозрен в еретичестве.

5. Симон. Годы предстоятельства - с 22 сентября 1495 г. по 30 апреля 1511-го. При нем много раз собирались Соборы, где решались очень важные церковные вопросы. Но быстро покинул митрополию и скончался.

6. Варлаам. Годы службы - с 3 августа 1511 г. по 18 декабря 1521 г. Активно защищал Феофана Грека, за что впал в немилость и ушел в отставку. Затем был отправлен в Спасо-Каменный монастырь.

7. Даниил. Служил с 1522 по 1539 год. Известен своими литературными трудами. Но за поддержку матери Иоанна Грозного Елены Глинской был сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь.

8. Иоасаф (Скрипицын). Годы правления - с 6 февраля 1539-го по январь 1542-го. За его ходатайство за князя Бельского был низложен и отправлен в Кириллов монастырь.

9. Макарий. Годы службы - с 19 марта 1542 г. по 31 декабря 1563-го. При нем были восстановлены и обновлены многие иконы и фрески, возведен храм святого Николая и открыта первая печатная типография для издания церковной литературы. Помогал в составлении нового владычного свода.

10. Афанасий. Годы правления - с 5 марта 1564-го по 16 мая 1566-го. Автор известных произведений и хороший иконописец. Отказался от службы и ушел в монахи в Чудов монастырь.

11. Герман (Садырев-Полев). Был назначен митрополитом в июле 1566 года. Почитается как святитель, так как был убит опричником.

12. Филипп II (Колычёв). Правил с 25 июля 1566 года по 4 ноября 1568-го. Обличал опричников Ивана Грозного. По решению церковного суда был отстранен от службы и сослан в монастырь Тверской губернии. Там он был убит Малютой Скуратовым.

13. Кирилл (III/IV). Был митрополитом с 11 ноября 1568 года по 8 февраля 1572-го. Ни во что не вмешивался и ничего не предпринимал. Скончался и похоронен в Москве.

14. Антоний. Вступил в сан в мае 1572 г. О его деятельности сохранилось мало сведений. Известно, что время, в которое ему довелось быть митрополитом, было очень тревожным. Ушел на покой в 1581 году.

15. Дионисий. Годы в сане - с 1581-го по 1587-й. Известно, что это был умный, образованный оратор, который получил прозвище «Премудрый грамматик». За то, что обличил шурина Годунова, был заточен в Хутынский монастырь.

16. Иов. Принял сан 11 декабря 1586 года. Во всем поддерживал Бориса Годунова. Но после его кончины не захотел поддерживать Лжедмитрия. За это с него сорвали патриаршие одежды и отправили в изгнание. Даже после его восстановления в сане Шуйским, Иов больше не стал патриархом, так как был слеп, и вскоре умер.

Патриарший период № 1 (1589-1721 гг.)

  1. Патриарх Иов. В миру Иван. Принял сан 11 декабря 1586 года. Считается первым московским патриархом. Во всем поддерживал Бориса Годунова. После его кончины не захотел поддерживать Лжедмитрия, за что с него сорвали патриаршии одежды и отправили в изгнание. После его восстановления в сане Шуйским Иов больше не стал патриархом, поскольку был слеп, и вскоре умер.
  2. Патриарх Игнатий. Возведен в сан 30 июня 1605. Получил свой сан при Лжедмитрии 2. Но после смены власти был лишен престола в 1634 году.

  3. Гермоген. Годы патриаршества - с 3 июня 1606-го по 17 февраля 1612-го. Был патриархом в эпоху смутного времени. Это был человек выдающихся ума и грамотности. После его правления осталось много сочинений. Умер Гермоген от голода в польском плену.

  4. Митрополит Ефрем. Первым подписал грамоту об избрании царем Михаила Романова. Правил с 17 февраля 1612 года по 26 декабря 1613-го.
  5. Митрополит Иона. Период предстоятельства - с 1614 года по 1619-й. Зарекомендовал себя жестоким человеком, часто предпринимал опрометчивые шаги в правлении.

  6. Патриарх Филарет. Мирское имя - Федор Никитич Романов, родной отец первого царя из рода Романовых. Вместе с женой был насильно пострижен в монахи. Был предстоятелем с 24 июня 1619 года по 1 октября 1633-го. Большое внимание уделял книгопечатанию. Провел церковную реформу.

  7. Иосаф 1. Был предстоятелем с 1634 года по 1640-й. Приводил в порядок Русскую церковь. За свой короткий срок правления построил 3 храма и восстановил 5 церквей.

  8. Иосиф. 1642–1652 гг. При его правлении было канонизировано большое количество святых и напечатано много книг.

  9. Никон, в миру Никита Минин. Период предстоятельства: 1652–1666 гг. Имел официальный титул «Патриарх московский и всея Руси». Провел масштабные церковные преобразования. Из-за старообрядческих взглядов был лишен сана. Стал простым монахом.

  10. Иоасаф II. Был предстоятелем с 1667 по 1672 год. Помогал издавать сочинения против раскольников.

  11. Патриарх Питирим (1672–1673 гг.) Крестил будущего императора Петра 1.

  12. Патриарх Иоаким. Период предстоятельства - с 26 июля 1674 года по 17 марта 1690-го. При нем были учреждены новые епархии, изданы богослужебные книги. Был против всего иноземного.

  13. Патриарх Адриан. Правил с 1690 по 1700 год. При нем было издано много имевших большое значение проповедей и богослужебных книг.

  14. Стефан Яворский. Не избирался, а лишь выполнял функции блюстителя престола с 1700 по 1721 год.

Патриарший период № 2 (1917 г. и до настоящего дня)

  1. Патриарх Тихон (Беллавин Василий Иванович). Был назначен предстоятелем в 1917 году. Издал знаменитое «Воззвание». Умер в 1925 году.

  2. Митрополит Петр. (Полянский Петр Федорович). Период предстоятельства: 1925–1936 гг. Почти сразу же был арестован, на допросе сказал, что не одобряет революционный строй. Был расстрелян.

  3. Митрополит Сергий (Страгородский Николай Иванович). Годы правления -1936–1943 гг. я. Благословил всех на борьбу с фашизмом. Писал ходатайство о священнослужителях, которые попали под репрессии.

  4. Патриарх Сергий (Страгородский Иван Николаевич). Автор многих церковных сочинений и духовных стихов. Был предстоятелем с 1943 по 1944 год.

  5. Алексий 1 (Симанский Сергей Владимирович). Годы предстоятельства: 1944–1970. Доктор богословия, кандидат юридических наук. Был предстоятелем самый долгий срок - 25 лет. Совершил первое паломничество по святым местам. В период его правления было совершено много церковных дел, которые имели большое значение для государства.
  6. Патриарх Алексий 2 (Ридигер Алексей Михайлович). Годы предстоятельства: 1990–2008. Сблизил интересы государства и церкви.

  7. Патриарх Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович). С 2008 по 2009 год – патриарший местоблюститель, а с 1 февраля 2009-го и по настоящее время является патриархом всея Руси. Ведет большую государственную и общественную деятельность. Сплотил государство и церковь.

Здесь перечислены все митрополиты московские и всея Руси. Список этих предстоятелей очень подробный - с годами их правления и основными делами, которые были совершены за время несения службы.

Патриархи Русской Православной Церкви

ТИХОН (в миру Василий Иванович Беллавин) (19(31).12.1865 – 07.04.1925 гг.) – Патриарх Московский и всея Руси, православный святой.

Из духовенства. В 1888 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, в 1888–1892 гг. преподавал в Псковской духовной семинарии. В 1891 г. принял монашеский постриг, с 1897 г. – епископ. В 1898–1917 гг. служил архиепископом. В июне 1917 г. стал архиепископом, а с августа 1917 г. возведен в сан митрополита Московского.

5 (18) ноября 1917 г. во время Священного Собора Русской Православной Церкви в храме Христа Спасителя слепой схимонах Зосимовой пустыни Алексий вынул из ковчега жребий с именем митрополита Московского и Коломенского Тихона: он был избран Патриархом Московским и всея Руси. Тихон стал первым русским патриархом после 200-летнего перерыва в истории Русской церкви.

23 января 1918 г. был опубликован ленинский Декрет об отделении церкви от государства. Одновременно начались репрессии по отношению к священнослужителям и верующим. Тихон резко протестовал против такой политики большевиков. В обращении к пастве, провозглашаемом во всех храмах с амвонов, осуждал «святотатские» действия властей, писал в письме к Ленину, что «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам», заступался за арестованных в Могилеве ксендзов. В октябре 1918 г. патриарх Тихон открыто выступил с обвинением большевистской власти, ввергшей народ в братоубийство. В ноябре 1918 г. Тихон был впервые арестован и подвергнут домашнему аресту В июле 1919 г. на Тихона было совершено покушение.

В 1921 г. Тихон создал Всероссийский церковный комитет помощи голодающим и обратился к Ленину с предложением отдать часть церковного имущества для организации помощи жителям Поволжья. Вместо ответа в феврале 1922 г. вышел декрет ВЦИК о принудительном изъятии церковного имущества и отмене добровольных пожертвований. Патриарх Тихон оценил это решение как «акт святотатства».

В мае 1922 г. Тихон был вновь арестован. Ему было предъявлено обвинение в сопротивлении властям, в вымышленных благословении Деникина и сношениях с Карловацкой Зарубежной русской православной церковью. В апреле 1923 г. патриарха заключили во внутреннюю тюрьму ГПУ. В мае 1923 г. т. н. Обновленческим Собором, поддерживаемым большевиками, Тихон был лишен сана, но отказался признать это решение.

После протестов Папы Римского, архиепископа Кембриджского, «ноты Керзона» и др. Тихон был освобожден, но остался под строгим надзором ГПУ в Донском монастыре. Ради спасения Церкви призвал духовенство вернуться к лояльному отношению к советской власти. В июне 1923 г. патриарх был освобожден из-под стражи.

В декабре 1924 г. на патриарха Тихона было совершено покушение, инсценированное как хулиганское нападение с ограблением. В апреле 1925 г. патриарх умер. Похороны патриарха Тихона вылились в многотысячную скорбную демонстрацию.

В 1989 г. патриарх Тихон был причислен к лику святых. Мощи святого ныне хранятся в Донском монастыре. Его имя носит Православный богословский институт в Москве.

СЕРГИЙ (в миру Иван Николаевич Страгородский) (11(23).01.1867 – 15.05.1944 гг.) – Патриарх Московский и всея Руси в сентябре 1943 – мае 1944 гг.

Родился в семье священника. В 1890 г. принял монашеский постриг. В 1890-х гг. находился в Японской православной миссии. В 1900-хгг. – ректор Петербургской духовной академии. С 1911 г. стал членом Святейшего Синода. В 1917 г. – митрополит Владимирский, затем – Нижегородский. Подвергался арестам со стороны советской власти. С кон. 1925 г. – заместитель патриаршего местоблюстителя. В 1927 г. Сергий вместе с Синодом призвал духовенство и верующих быть «верными гражданами Советского Союза».

С 1934 г. – митрополит Московский и Коломенский. В 1937 г. в связи со смертью арестованного большевиками местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра Сергий принял на себя обязанности местоблюстителя. В годы Великой Отечественной войны митрополит Сергий организовал патриотическую работу православных людей в помощь фронту. На Соборе епископов Русской Православной Церкви 8 сентября 1943 г. избран Патриархом Московским и всея Руси.

АЛЕКСИЙ I (в миру – Сергей Владимирович Симанский) (27.10 (09.11). 1877-17.04.1970 гг.) – Патриарх Московский и всея Руси в 1945–1970 гг.

Родился в аристократической семье, отец имел придворное звание камергера, дед был сенатором.

Окончил юридический факультет Московского университета. В 1900 г. принял монашеский постриг. С 1913 г. – епископ Тихвинский и Ямбургский. В 1922 г. после расстрела митрополита Вениамина стал викарием Петербургской епархии, в конце 1922 г. арестован и сослан в Казахстан. С 1926 г. – управляющий Новгородской епархией, с 1932 г. – митрополит Старорусский и Новгородский. В 1933–1945 гг. – митрополит Ленинградский. Всю блокаду провел в Ленинграде, один, без помощников, проводил ежедневные службы.

После смерти патриарха Сергия на Поместном соборе Русской православной церкви в 1945 г. был избран Патриархом Московским и всея Руси. В годы патриаршества Алексия I Русская Православная Церковь в конце 50 – 60-х гг. испытала тяжелейшие гонения со стороны коммунистической власти.

ПИМЕН (в миру Сергей Михайлович Извеков) (10(23).07. 1910 – 03.05.1990 гг.) – Патриарх Московский и всея Руси в 1971–1990 гг.

Родился в семье рабочего. В 1925 г. принял монашеский постриг. В 1937 г. был арестован, отбывал заключение в Средней Азии. В 1941–1943 гг. находился на фронте. В 1944–1946 гг. вновь отбывал заключение в тюрьме и в ссылке.

В 1949–1953 гг. – наместник Псково-Печерского монастыря, в 1954–1957 гг. – настоятель Троице-Сергиевой лавры. С 1957 г. был епископом Дмитровским, затем архиепископом Тульским, позднее митрополитом Ленинградским. С 1963 г. – митрополит Крутицкий и Коломенский. В 1971 г. на Поместном соборе был избран Патриархом Московским и всея Руси.

При патриархе Пимене смягчилось давление государства на церковь. В 1983 г. Московскому патриархату возвратили Даниловский монастырь в Москве, стали открываться отдельные храмы. В 1988 г. при поддержке государства прошли торжества по случаю Тысячелетия Крещения Руси. На Поместном соборе в 1988 г. был принят новый Устав Русской Православной Церкви, канонизированы новые русские святые.

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Церковное управление и раскол в Русской православной церкви Еще в 40-х гг. XVII в. в Москве вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева сложился кружок ревнителей древнего благочестия. Входили в него будущий патриарх Никон, протопоп Аввакум, настоятель Казанского собора

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

Награды Русской Православной Церкви До 1917 года Русская Православная Церковь была частью государства, поэтому награды для монашествующего и белого духовенства являлись составной частью наградной системы Российской империи. Правила и порядок награждения православного

Из книги Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь автора Шкаровский Михаил Витальевич

Глава I Политика германских ведомств в отношении Русской Православной Церкви перед началом Великой Отечественной

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

НАГРАДЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ До 1917 года Русская Православная церковь была частью государства, поэтому награды для монашествующего и белого духовенства являлись составной частью наградной системы Российской империи. Правила и порядок награждения православного

Из книги История религии: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

Верховные иерархи Русской православной церкви (митрополиты, с 988 г. – в Киеве, с 1299 г. – во Владимире, с 1324 г. – в Москве, с 1589 г. – патриархи) 1. Феофилакт (988-1018)2. Иоанн I (1018–1037)3. Феопемпт (1037–1051)4. Илларион (1051–1071)5. Георгий (1071–1080)6. Иоанн II Добрый (1080–1089)7. Ефрем (1089–1091,

Из книги Русский Белград автора Танин Сергей Юрьевич

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ РАСКОЛ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В 1936 году произошло важное событие в жизни Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) - скончался и был похоронен в усыпальнице Иверской часовни в Белграде первый председатель ее Архиерейского синода митрополит

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

3. Реформы русской православной церкви. Раскол В середине XVII в. начались реформы Русской православной церкви, повлекшие за собой ряд серьезных изменений в политической и духовной жизни русского общества.3.1. Предпосылки: Социальный кризис середины XVII в., тяжелое

автора Глейзер Семен

Еврейские праотцы и патриархи - святые Русской Православной Церкви «Краткая энциклопедия православия» (14) разъясняет:«Церковь всегда учила призывать святых с полной уверенностью в их предстательстве за нас перед Богом…» (14, стр. 116), то есть в их посредничестве, так

Из книги Еврейская традиция в культуре Древней Руси автора Глейзер Семен

Евреи - пророки Русской Православной Церкви Как уже знает каждый читающий Библию, от 12 сынов Иакова произошли 12 колен (племен) Израилевых. На это обстоятельство особенно нажимают русский патриот А.И.Солженицын и русский националист А.М.Буровский, когда подчеркивают у

Из книги Еврейская традиция в культуре Древней Руси автора Глейзер Семен

Цари израильские - святые Русской Православной Церкви Собственно, таковых царей было двое: Давид и Соломон. В церкви они получили признание еще и как пророки. Давида на царство также помазал пророк Самуил, хотя и тайно: Саул к тому моменту уже успел себя плохо

Из книги Великая Отечественная – известная и неизвестная: историческая память и современность автора Коллектив авторов

И. А. Курляндский. Политика государства в отношении Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны: проблемы историографии Тема статьи настолько объемна, что я затрону только основные черты явления и некоторые важные моменты историографии на

автора Косик Ольга Владимировна

Из книги Голоса из России. Очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР. 1920-е – начало 1930-х годов автора Косик Ольга Владимировна

Из книги Голоса из России. Очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР. 1920-е – начало 1930-х годов автора Косик Ольга Владимировна

Из книги Голоса из России. Очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР. 1920-е – начало 1930-х годов автора Косик Ольга Владимировна

Из книги Богоискательство в истории России автора Бегичев Павел Александрович

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Hveprv - Магический портал