Hveprv - Магический портал

Ртутная басма, будучи крайне «горячей», имеет лишь ограниченное терапевтическое применение. Хлориды и иодиды ртути растворимы в воде и потому нежелательны, тогда как сульфиды не растворяются даже под воздействием желудочной кислоты и не являются токсичными при правильном приготовлении и применении. Более того, черный сульфид ртути применяется промышленным образом для очищения окружающей среды от загрязнений свободной ртутью.

У серы есть четыре разновидности: желтая, белая, красная и черная. Желтая сера используется в аюрведе для приготовления лекарств внутреннего применения, а белая – наружного. Серу очищают кипячением в железной посуде с равным количеством топленого масла. Когда она расплавляется, ее выливают в молоко. Иногда серу, как и ртуть, подвергают перегонке с целью очистки: маленький пузырек с серой помещают в большой, наполненный солью горшок с широким горлом, накрывают сверху перевернутым горшком и нагревают. Сера доводится до «кипения» за счет горячей соли, а не прямого жара. Ее конденсат скапливается на дне верхнего горшка, охлаждаемого влажной тканью. Сера используется в аюрведе в основном для связывания ртути. Кроме этого она является ведущим компонентом в составе «Гандхака расаяна», для приготовления которого она подвергается бхаване с коровьим молоком, кардамоном, корицей, тамалапатром, нагакешаром, гудучи, трипхалой, сушеным имбирем, брингараджем и свежим имбирем. Это лекарство применяется при подагре, кожных болезнях, нарывах в деснах, артрите, диабете, геморрое и других состояниях, обусловленных загрязнением крови.

После завершения сложного процесса очищения ртути, включающего перегонку, в нее добавляется очищенная сера в пропорции двух, четырех, восьми и даже более частей на одну часть ртути. Делается это для того, чтобы все молекулы металла могли вступить в реакцию. Затем эта смесь медленно растирается в широкой ступке пестиком по крайней мере двадцать четыре часа – пока не появится тонкий черный порошок сульфида ртути. Он называется кадджали и используется и как самостоятельное лекарство, и как составная часть других лекарств. Кадджали, как и гуггул, – великолепное йо-гавахи; оно переносит все, что с ним смешивается, в самые глубокие и самые труднодоступные уголки тела. Оно также оказывает консервирующий эффект, поэтому таблетки, содержащие кадджали (или другие ртутные соединения), сохраняются гораздо дольше, чем чисто растительные препараты.

При прожжении кадджали переходит в красный сульфид ртути, известный в аюрведе под названием раса синдура. Самая знаменитая раса синдура именуется «Макарадхвадж» и применяется в аюрведе уже более пяти столетий. Для приготовления «Макарадх-ваджа» золото добавляется к ртути перед приготовлением из нее кадджали. Приготовленное кадджали затем помещается в стеклянную бутыль с узким горлышком и постепенно разогревается в песочной бане (так же как и при перегонке, только здесь вместо соли используется песок). С повышением температуры бутыль заполняется красноватыми испарениями, а при охлаждении «Макарадхвадж» скапливается внутри горлышка бутыли. «Макарадхвадж» – мощное укрепляющее сердце средство, которое также усиливает половое чувство, обладает омолаживающим действием и укрепляет нервную систему. Оно находит свое применение в лечении респираторных заболеваний, умственной и физической слабости. Обычно его кладут под язык, также как и басму, а иногда добавляют в «Чья-ванпраш». Похожий на него состав, называемый «Пурна чандро-дая раса», служит для укрепления всех основных органов тела, повышения жизненного тонуса и обострения памяти. Иногда его называют величайшим из всех лекарств за его удивительную полезность. «Раса синдуру» также готовят с серебром, медью, оксидом мышьяка или сульфидами мышьяка.

Существует много методов приготовления препаратов. Некоторые ртутные препараты, например «Суварнараджа вангешвара», который содержит олово и помогает при многих заболеваниях половых органов, не поднимаются к бутылочному горлу во время приготовления. Другие препараты готовят вовсе без стеклянной бутыли. Так получается «Суварна парпати», используемый в основном при колитах и синдроме малабсорбции. Хотя «Макарадхвадж» состоит из тех же компонентов, что и «Суварна парпати», из-за различий в приготовлении они различаются по своему действию: «Суварна парпати» никак не влияет на половую сферу, тогда как «Макарадхвадж» такое влияние оказывает. Некоторые препараты готовятся исключительно с помощью ступки и пестика, другие же, например «Хемагарбха» (состоящая из кадджали, золотой и медной басмы и применяемая при хронических сердечно-легочных заболеваниях) и «Ратнагарбха» (которая вдобавок включает драгоценные камни и применяется при сходных болезнях), варятся в закрытом горшке, подвешенном в пористой сумке в определенной жидкости. Препарат «Хемагарбха» оформляют в виде небольшой палочки. Перед употреблением ее растирают об камень с медом и получающуюся в результате мазь уже используют по назначению, – при таком методе одновременно достигаются хорошее измельчение препарата, смешивание с переносчиком и быстрый лечебный эффект.

К другим широко применяемым лекарствам, содержащим сульфид ртути, относятся:

«Арогья вардхини». Наряду с сульфатом ртути содержит басмы из железа, слюды и меди, трипхалу, мумие, гуггул, читраку и ка-туку (Picrorhyza Kurroa) и сопровождается тремя бхаванами с соком листьев нима. Назначается при гепатите и других формах желтухи, при застойных явлениях в печени и циррозе, при увеличении печени или селезенки, при анемии, отеках, тучности, диабете, несварении и асците.

«Брхат вата чинтамани». Раса-синдура смешивается с басмами из золота, серебра, слюды, железа, кораллов и жемчуга и сопровождается четырьмя бхаванами с соком алоэ. Используется в основном для успокоения сильно возбужденной ваты при параличе, нервных болезнях, умственных расстройствах, чахотке, сердечных заболеваниях и т. п.

«Васанта кусумакарараса»– содержит басмы из золота, серебра, слюды, магнитного железняка, олова, свинца, кораллов и жемчуга, готовится с бхаванами с коровьим молоком, соком сахарного тростника, соком листьев васы, отваром сандала, отваром ве-тивера, соком куркумы, соком бананового стебля, соком розы, соком жасмина и с растворенным в воде мускусом. Применяется при обусловленном ватой диабете, при котором данный состав помогает восстанавливать ткани тела, при слабости сердца и мозга, при астме, чахотке и половой слабости. Стимулирует половое влечение и обладает омолаживающими свойствами.

«Маха лакшми виласа раса». Раса-синдура смешивается с аконитом и с басмами из золота, серебра, меди, слюды, магнитного железняка, стали, мандуры, олова, свинца и жемчуга. Одна бхавана выполняется с медом, затем вся смесь прожигается и конечная бхавана делается с отваром читраки. Препарат используется в основном при сердечных и легочных заболеваниях, мигрени, половой слабости, бреде, болях в суставах, груди и голове. Обладает омолаживающим действием.

«Суварна суташекхара» – содержит басмы из золота, меди и ракушек, аконит, семена дурмана, чатурджат, трикату, бильву, качо-раку (Angelica glanuca) и буру, готовится с одной или двадцатью одной бхаваной с брингараджа расой. Несмотря на множество горячих ингредиентов, состав используется почти исключительно при заболеваниях питты, однако только тогда, когда к питте присоединяется ама. Среди показаний – повышенная кислотность, рвота, несварение, кашель, астма, понос, дизентерия, крапивница и обусловленные питтой умственные расстройства. Когда выполняется много бхаван, активные ингредиенты очень невелики по количеству, но эффект тем не менее значителен в силу потенциации.

«Трибхувана кирта раса»– содержит аконит, трикату, буру и корень пиппали, готовится с бхаванами с соком листьев туласи, корня имбиря и листа дурмана. Используется для резкого снижения температуры при пневмонии, гриппе, кори, тонзиллите, стрептококковой инфекции в горле и т. п.

«Чандракала раса»– удачный пример того, как сильно горячие вещества могут быть смягчены самскарой. Содержит басмы из меди и слюды, смягчаемые бхаванами с отваром мусты, гранатовым соком, соком бермудской травы, соком кетаки (Pandanus tectorius), соком алоэ и другими успокаивающими питту растениями. Применяется для остановки кровотечений и для снятия жжения во всем теле.

Фальсификация продуктов и лекарств строго преследовалась в классический период, однако с ослаблением политической стабильности махинаторы получили возможность делать свое дело, и с тех пор широкое распространение разнообразных подделок стало обычным и продолжалось веками. Забота о чистоте особенно важна при отборе препаратов на основе металлов, которые могут быть весьма ядовитыми при неправильном приготовлении.

Теория

Согласно представлениям алхимиков физический мир делится на три царства – минеральное, растительное и животное. Все тела в любом из этих трех царств состоят из трех начал (tria prima): серы (sulphur), ртути (mercurius) и соли (sal). Если коротко, то искусство спагирии состоит в том чтобы выделить эти начала из нужного растения, очистить их, а затем вновь соединить получив таким образом искомое лекарство. Для этого нужно знать, что такое соль, сера и ртуть в растительном царстве, как их извлечь из растения и собственно какое растение нужно выбрать.

Tria Prima

По своей сути три алхимических начала не что иное, как отвлеченные понятия, используемые алхимиками для описания устойчивости и изменчивости различных веществ под воздействием огня. Соответственно они не имеют никакого отношения к тем конкретным веществам именами, которых они названы – сере, ртути и соли. Звучит несколько непонятно, но на самом деле все довольно просто:

«Чтобы испытать это, возьми сначала дерево. Это будет. Сожги его, тогда то что будет гореть – это сера, то что будет дымить, - меркурий, а то что останется золой, - соль».

«Человек не видит действия этих трех субстанций, пока они связаны жизнью, но он может распознать их свойства, когда форма разрушается. Невидимый огонь содержится в сере, растворимый элемент - в соли и летучий элемент - в ртути. Огонь горит, ртуть дает дым, соль остается в золе; но пока форма жива, нет ни огня, ни золы, ни дыма».

Парацельс

Это простая и универсальная система описания структуры вещества. Все логично – узнать внутреннее строение нужного вещества можно только его разрушив. Алхимики делают это с помощью огня. Отсюда и три начала: горючести, летучести и огнепостоянства. Очень важно правильно определить, что соответствует соли, сере и ртути в растительном царстве, но это не так просто. Нужно подобрать вещества с определенными свойствами:

Современные западные адепты спагирии принимают следующие соответствия:

Сера – эфирные масла.
Ртуть – этиловый спирт.
Соль – минеральные соли.

Насколько они верны видно из таблицы. Наиболее подходящие соответствия. Сера – это этиловый спирт высокой очистки (продукт брожения) - горит без дыма, после сгорания не оставляет следов. Ртуть – вода многократно дистиллированная после испарения не оставляет следов, не горит, присутствует в соке растений. Соль – пепел растения, при кальцинации не горит и не испаряется. Но здесь есть существенный нюанс.

«Есть сотни различных видов соли, серы и ртути во вселенной и в человеческом организме, и величайшие тайные силы (возможности) содержатся в них. Все сокрыто в них - в том же смысле, в каком груши сокрыты в грушевом дереве и гроздья винограда - в лозе. Неглубокий наблюдатель видит лишь то, что доступно его чувствам, но внутреннее зрение открывает будущее. Садовник знает, что на лозе не родятся груши, а на грушевом дереве - виноград».

Парацельс

Все тела состоят из серы, ртути и соли, но насколько различны вещества, настолько же отличаются и составляющие их начала (их состав и количество). Однако общий источник происхождения позволяет извлечь из нужного растения его собственную серу, ртуть и соль, соединить их в эликсире и даже приготовить - «Primum Ens» - источник жизни. Вот рецепт Парацельса:

«Primum Ens Melissae* приготовляется следующим образом. Возьми полфунта карбоната поташа (соль ) и выдержи его на воздухе до тех пор, пока он не станет жидким (притянув воду из атмосферы). Профильтруй жидкость (ртуть ) и положи в нее столько свежих листьев мелиссы (материал), сколько она сможет вместить, так, чтобы жидкость покрывала листья. Оставь ее в хорошо закрытой стеклянной посуде в умеренно теплом месте на двадцать четыре часа. Затем листья можно извлечь из жидкости и выбросить. На поверхность этой жидкости наливается чистый спирт (сера ) - так, чтобы толщина его слоя составляла один или два дюйма, и оставляется так на один или два дня либо до тех пор, пока спирт не приобретет ярко-зеленый цвет. Затем спирт этот сливается и сохраняется, на поверхность проспиртованной жидкости наливается свежий, и действия повторяются раз за разом до тех пор, пока все красящие вещества из жидкости не будут поглощены спиртом. Эту спиртовую жидкость теперь следует дистиллировать и выпаривать из нее спирт до тех пор, пока она не достигнет густоты сиропа, - и это есть Primum Ens Melissae. При этом выпаренный спирт и жидкий поташ могут быть использованы вновь. Жидкий поташ должен быть очень насыщенным, а спирт - крепким, иначе они смешаются и опыт не будет успешным».

* Primum Ens - первопричина (лат.). Melissae – лимонная мята.
Данный рецепт представляет особый интерес, поскольку современные алхимики предпочитают только получать, очищать и объединять три начала, а не извлекать с их помощью квинтэссенцию.

Символика

Алхимическая символика – это важнейший источник информации из которого можно узнать очень многое не только о теоретических представлениях алхимиков, но и о их практическом применении.

Гравюра из книги Василия Валентина «Азот»

Не будучи посвященным в алхимическую символику понять смысл этой гравюры и соответственно получить дополнительную информацию о трех началах практически невозможно. Поэтому самое время кратко рассказать о специальных знаках и символах используемых в алхимии.
Ни для кого не новость, что алхимики очень неохотно делятся с посторонними своими секретами и поэтому скрывают их разными способами. Один из них – это использование условных знаков для обозначения различных веществ, металлов, процессов, лабораторного оборудования и т.д. Разгадать такие шифры, не зная значения употребленных знаков и исходя только из контекста очень сложно, а в большинстве случаев просто невозможно. Это создает определенные трудности не только для «непосвященных», но так же и для других алхимиков. Поэтому иногда намеренно приводятся таблицы или списки секретных знаков параллельно с их значениями. Вот, например фотография такого списка из рукописи Ньютона:


Если им воспользоваться то можно без особого труда найти знаки, наиболее часто используемые алхимиками для обозначения трех начал:
Однако следует сразу предупредить, что в алхимии нет жесткой системы соответствий, поэтому один и тот же знак может иметь несколько значений, и наоборот одно и то же вещество может обозначаться несколькими знаками. К слову для некоторых особо популярных веществ число знаков превышает несколько десятков. Все это создает определенные трудности. Как, например с гравюрой Василия Валентина. Знаки серы (рядом с астрологическим знаком Марса) и ртути (рядом со знаком Меркурия) можно найти практически сразу. А вот догадаться, что квадрат (над Сатурном) это знак для третьего начала - соли уже сложнее, поскольку он используется очень редко в отличие от того знака, что приведен выше.
Алхимические символы на этой гравюре:
Сера (Sulphur) Anima (душа) Солнце Король
Ртуть (Mercurius) Spiritus (дух) Луна Королева
Соль (Sal) Corpus (тело)
Огонь (Ignis) Саламандра Факел
Воздух (Aer) Птица Перо
Вода (Aqua) Море Корабль
Земля (Terra) Берег (суша) Дракон

Здесь нужно сделать некоторые пояснения. Теория трех алхимических начал, иногда их еще называют принципами, возникла из более ранней теории разработанной греческими алхимиками. Согласно ей все металлы состоят из двух начал серы (сульфура) и ртути (меркурия). Эти два начала придают металлам их свойства. При плавке все металлы похожи друг на друга и в особенности на жидкий металл – ртуть. Поэтому ртуть и считается носителем металлических свойств – цвет, блеск, ковкость. Кроме того, все металлы окисляются, а также имеют разную температуру плавления. Принцип изменяемости металлов зависит от другого начала – серы. При работе с металлами алхимики в основном придерживаются этой теории, не обращая особого внимания на соль. Отсюда и обилие символов для серы и ртути. Однако гравюра Василия Валентина тем и примечательна, что в ней отражены все основные теории алхимиков включая еще и аристотелевскую теорию четырех стихий. Вот здесь самое интересное. Поскольку адепты спагирии не работают с металлами то практический интерес вызывает только содержимое треугольника, вершины которого образованы тремя началами:

Несложно понять, этот треугольник не что иное, как символическое описание Философского Камня и что очень практично - способа его получения.
Треугольник (с вершиной обращенной вниз) – один из алхимических символов стихии воды. В этом случае он означает, что «камень» или лекарство для металлов представляет собой жидкую субстанцию – эликсир. Три чистых начала составляют тело (соль), дух (ртуть) и душу (сера) этого эликсира.

«Так же проявляются и составляющие лекарства. Форма и образ растения или цветка - это Материя, видимая и ощущаемая субстанция, в ней скрыта и находится Соль как Консервация и Сохранение. Вкус (запах) растения - это бальзам, из которого растение получает питание для своего роста. Запах подвижен в каждом растении и цветке и подобен духу, поэтому Дух максимально позволяет себя различать в запахе, пронизывающем бальзам (приятен этот запах или нет), выводящем из него эссенцию, которая постигает пять чувств человека».

Василий Валентин Трактат о микрокосмосе

Внутри круга с надписью находится семиконечная звезда с астрологическими знаками планет и семь кругов с символическими изображениями основных алхимических процессов:

С помощью этих и некоторых других процессов можно получить три составляющих эликсира. Осталось только выбрать с каким материалом работать. Это целая наука и ключом к ней может быть только астрология (на что указывают планетарные астрологические знаки в лучах звезды). Осталось только прочитать мудрое напутствие Василия Валентина: Visita Interiora Terrae Recctificado Invenietis Occultum Lapidem - "Посети внутренность земли, очистившись, найдешь тайный камень".
Но в этом случае оно читается так:

Visita Interiora Terrae Recctificado Invenietis Occultum Lapidem Veram Medicinam

Посети внутренность земли, очистившись, найдешь тайный камень – истинное лекарство.

Рациональные основания теории

Ртутно-серная теория происхождения металлов, призванная объяснять такие свойства металлов, как блеск, ковкость, горючесть, и обосновывать возможность трансмутации , была создана в конце VIII века арабским алхимиком Джабиром ибн Хайяном . Согласно данной теории, в основе всех металлов лежат два «принципа» - ртуть (философская ртуть) и сера (философская сера). Ртуть является «принципом металличности», сера - «принципом горючести». Принципы теории, таким образом, выступали как носители определённых химических свойств металлов, установленных в результате экспериментального изучения действия высоких температур на металлы.

Алхимические принципы, в свою очередь, образованы элементами-стихиями : ртуть содержит воду и воздух, а сера - землю и огонь. Философская ртуть и философская сера не тождественны и сере как конкретным веществам. Обычные ртуть и сера представляют собой своего рода свидетельства существования философских ртути и серы как принципов, причём принципов скорее духовных, нежели материальных.

Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в земле, дают серу, мокрые - ртуть. Сера и ртуть, соединясь затем в различных отношениях, и образуют семь металлов: железо , олово , свинец , медь , серебро и золото . Золото как совершенный металл образуется, только если вполне чистые сера и ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. В земле, согласно Джабиру, образование золота и других металлов происходит постепенно и медленно. «Созревание» золота можно ускорить с помощью некоего «медикамента» или «эликсира », который приводит к изменению соотношения ртути и серы в металлах и к превращению последних в золото и серебро .

Термин эликсир (al-iksir) происходит от греческого xerion , то есть «сухой»; позднее в Европе эта субстанция получила название философского камня (Lapis Philosophorum ). Поскольку процесс превращения несовершенных металлов в совершенный может быть отождествлён с излечением металлов, эликсир, согласно представлениям последователей Джабира, должен обладать ещё многими магическими свойствами - исцелять все болезни, и, возможно, давать бессмертие (отсюда - «эликсир жизни » ).

Проблема трансмутации металлов, таким образом, в рамках ртутно-серной теории сводится к задаче выделения эликсира, обозначаемого в алхимической символике астрологическим символом Земли.

Поскольку свойства таких веществ, как соли металлов, довольно сложно объяснить с использованием двух принципов, Ар-Рази в конце IX века усовершенствовал теорию, добавив в неё третий принцип, «принцип твёрдости» - философскую соль. Ртуть и сера образуют твёрдые вещества лишь в присутствии этого третьего принципа. В таком виде теория трёх принципов приобрела логическую завершённость; однако в Европе всеобщее признание данный вариант теории получил лишь в XV-XVI веках благодаря работам Василия Валентина , а затем Парацельса и его последователей («спагирики»).

Ртуть и сера в эзотерике и алхимической символике

Неотъемлемой составной частью ртутно-серной теории в европейской алхимической традиции являлось её эзотерическое , спиритуалистическое толкование.

Ртуть (Меркурий) отождествлялся в алхимии с женским, летучим, пассивным началом, а сера (Сульфур) - с мужским, постоянным, активным. Ртуть и сера имели огромное количество символических имён. В алхимической символике они изображались в виде крылатого и бескрылого драконов , либо в виде женщины и мужчины (обычно королевы и короля), одетых в белые и красные одежды соответственно . Соединение короля и королевы составляло алхимический брак; результатом этого брака являлся гермафродит («ребис»), служивший обычно символом эликсира.

Три алхимических принципа составляли важную часть нумерологических построений алхимиков, согласно которым материя имеет: четыре угла, четыре элемента - в своей добродетели; три угла, три принципа, - в своей субстанции; два угла, два семени, мужское и женское, - в своей материи; один угол, всемирную материю, - в своём корне. Сумма чисел в этом построении равна десяти - числу, ставящемуся в соответствие материи (иногда - золоту).

Литература

  • Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. - М.: Наука, 1980. 399 с.
  • Пуассон А. Теории и символы алхимиков // Теории и символы алхимиков. М.: Новый акрополь, 1995. 192 с.
  • Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. - М.: Наука, 1979. 392 с.
  • Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX века. - М.: Наука, 1969. 455 с.

Ссылки

  • Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры (фрагмент)

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Так как во многих отношениях они сравнимы, хотя и следуют из разных точек зрения, что проявляется именно в факте акцентирования дополнительности двух первых терминов, откуда идет симметрия, которая, как мы видели, на самом деле не существует в случае духа и души. Большую трудность в понимании герметических и алхимических текстов представляет в основном то, что одни и те же термины берутся во множестве значений, соответствующих разным точкам зрения. Но если это так, прежде всего, для Серы и Ртути, то не менее верно, что Сера постоянно рассматривается как активный и мужской принцип, а Ртуть как пассивный и женский принцип. Что касается Соли, то она в определенном смысле нейтральна, как и надлежит быть произведению двух дополнительных терминов, в котором уравновешиваются противоположные тенденции, присущие их природе.

Не входя в рассмотрение посторонних деталей, можно сказать, что Сера, ассоциируемая по своему внутреннему характеру с огненным принципом, есть по существу принцип внутренней активности, рассматриваемый как излучающийся из самого центра существа. В человеке (или по сходству с ним) эта внутренняя сила часто отождествляется некоторым образом с могуществом воли. Это, однако, верно при условии понимания воли в гораздо более глубоком смысле, чем обычный психологический смысл, и способом, аналогичным тому, которым можно говорить, например, о «Божественной Воле» или, согласно дальневосточной терминологии, «Воле Неба», поскольку ее происхождение поистине «центральное», тогда как все то, что рассматривает психология, является только «периферическим» и относится вообще к поверхностным модификациям существа. Мы намеренно упомянули здесь «Волю Неба», так как, не могущая быть ассимилированной с самим Небом, Сера по причине своего «внутреннего» характера, с не меньшей очевидностью принадлежит к категории небесных влияний. Что же касается ее отождествления с волей, то можно сказать, что, если оно не применимо к обычному человеку (принимаемому психологией в качестве исключительного предмета своего изучения), то оно, напротив, полностью оправдано в случае «истинного человека», располагающегося в центре всех вещей, воля которого с необходимостью объединена с «Волей Неба» .

Что касается Ртути, ее пассивность, коррелятивная активности Серы, вынуждает рассматривать се как принцип влажности ; она рассматривается как реагирующая извне, так что в этом отношении она играет роль силы центростремительной и сжимающей, противостоя центробежному и расширяющему действию Серы и некоторым образом сдерживающей ее. Во всех этих дополнительных свойствах, активности и пассивности, «внутреннего» и «внешнего», расширения и сжатия, можно видеть, если обратиться снова к дальневосточному языку, что Сера есть ян , а Ртуть есть инь , и что если первая относится к порядку небесных влияний, то вторая к порядку земных влияний. Однако надо иметь в виду, что Ртуть располагается не в телесной, а в тонкой или «одушевленной» области. По причине ее «внешнего» характера ее можно рассматривать как представляющую «окружение», которое должно тогда пониматься как образованное ансамблем течений двух космических сил, о чем мы говорили ранее . Именно по причине двойной природы или двойного аспекта, представляющего эту силу, внутренне присущего свойства всего того, что принадлежит «опосредующему миру», Ртуть, рассматриваемая вообще как принцип влажности, как мы только что сказали, тем не менее, иногда описывается как «огненная вода» (и даже противоположно, как «жидкий огонь» ), в особенности, когда она находится под воздействием Серы, которая «усердствует» в этой двойной природе и заставляет ее перейти из возможности в действие .

Из внутреннего действия Серы и внешней реакции Ртути следует нечто вроде «кристаллизации», определяющей границу, или нейтральную зону, где встречаются и стабилизируются противоположные влияния, исходящие соответственно от того и другого; продуктом этой «кристаллизации» является Соль , которая представлена кубом, поскольку он есть одновременно и тип кристаллической формы и символ стабильности . Поскольку она отмечает собой разделение внутреннего и внешнего, постольку относительно индивидуального проявления существа этот третий термин образует для этого существа как бы «оболочку», посредством которой оно находится одновременно в контакте с «окружением (средой)» в определенном отношении и изолирован от него в другом отношении. В этом она соответствует телу, которое действительно играет «ограничивающую» роль в таком случае, как человеческая индивидуальность . С другой стороны, через это становится очевидной связь между Серой и духом, Ртутью и душой. Но, сравнивая между собой разные троичности, здесь также надо быть осторожным относительно того, что соответствие их терминов может варьироваться в зависимости от точки зрения, с которой их рассматривают. Действительно, Ртуть, как «одушевленный» принцип, соответствует «опосредующему миру» или среднему термину Трибхуваны , а Соль, не сказать, чтобы идентичная, но, крайней мере, сравнимая с телом, занимает ту же самую крайнюю позицию, что и область грубого проявления. Но в другом отношении взаимная связь этих двух терминов окажется обратной, то есть тогда опосредующим элементом станет Соль. Эта последняя точка зрения является наиболее характерной для специфически герметической концепции троичности, о которой идет речь, по причине симметричной роли, придаваемой ею Сере и Ртути: тогда Соль есть посредник между ними, прежде всего потому, что она есть как бы их равнодействующая, а также потому, что она располагается на границе двух областей, «внутренней» и «внешней», с которыми они соответственно соотносятся. Она, можно сказать, в этом смысле еще более «завершающая», чем когда это касается процесса проявления, хотя в реальности она таковой является и тем и другим образом сразу.

Это позволяет нам понять, почему мы не может безоговорочно отождествлять Соль и тело. Чтобы быть точным, можно только сказать, что тело соответствует Соли в некоторых аспектах или при особом применении алхимической троичности. При другом применении, менее узком, именно индивидуальность в целом соответствует Соли : тогда Сера всегда является внутренним принципом существа, а Ртуть есть тонкая «окружающая среда» определенного мира или состояния существования. Индивидуальность (естественно, что речь идет о внешнем проявлении, таком, каким является человеческое состояние) есть равнодействующая встречи внутреннего принципа с «окружающей средой». Можно сказать, что существо в качестве проявленного в этом состоянии как бы «обернуто» индивидуальностью, аналогично тому, как на другом уровне сама индивидуальность «обернута» в тело. Если взять символизм, который мы уже раньше использовали, Сера сравнима со световым лучом, а Ртуть с его плоскостью отражения, Соль же есть производная от их встречи. Но вопрос об отношениях между существом и окружением, в котором оно проявляется, заслуживает более подробного рассмотрения.

Примечания:

Предисловие


Символизм Креста, гл. XXVIII.

К этому же самому роду троичностей принадлежат также древние египетские триады, самые известные из которых Осирис, Исида и Гор.

По ходу дела заметим, что неправильно думать вообще, что христианская традиция не рассматривает никакой другой троичности, кроме Троицы. Напротив, там можно найти много других, но мы приводим один из самых важных примеров.

Глава XII. СЕРА, РТУТЬ И СОЛЬ

Вряд ли надо напоминать, что речь ни в коем случае не идет здесь о веществах, которые носят такие же имена в обычной химии, впрочем, и ни о каких других телах, а только о принципах.

Отметим в этой связи, что греческое слово theion , обозначающее Серу, в то же время значит «божественный».

Далее мы снова встретим это представление о воле в связи с троичностью «Провидение, Воля, Судьба». «Трансцендентный человек», то есть тот, который реализовал в себе «Универсального Человека» (el-insanul-kamil ), сам обозначается как «Красная Сера» (el-kebritul-ahmar ), представляемая символически также через Феникса. Между ним и «истинным человеком» или «изначальным человеком» (el-insanul-qadim ) такое же различие, как между «работой в красном» и «работой в белом», соответствующих совершению «великих мистерий» и «малых мистерий».

Вот почему среди ее различных обозначений можно найти такое как «радикальная влажность».

Здесь можно напомнить то, что мы выше указывали относительно двойной спирали, рассматриваемой как «схема окружения (или среды)». Ртуть герметистов есть то же самое, что и «астральный свет» Парацельса, или же то, что некоторые более поздние авторы, такие как Элифас Леви, назвали «великим магическим агентом», хотя на самом деле ее употребление в области традиционных наук далеко от того, чтобы ограничиваться этим приложением низшего порядка, который образует магию в собственном смысле слова, как это достаточно ясно показывают те исследования, которые мы представили относительно герметических «растворения» и «коагуляции». Сравни также относительно различия герметизма и магии: Заметки о Посвящении , гл. XLI.

Течения тонких сил действительно могут производить впечатление такого рода на тех, кто их воспринимает, и это может быть даже одной из причин «флюидной» иллюзии, столь распространенной в этой связи, помимо предубеждений другого порядка, которые вносят свой вклад в создание и поддержание этой иллюзии.

Тогда это то, что герметисты называют «одушевленная» или «двойная» Ртуть, чтобы отличить ее от обычной Ртути, то есть берут ее таковой, какой она является сама в себе.

Здесь есть аналогия с образованием соли в химическом смысле слова в том, что она есть продукт комбинации кислоты, активного элемента, и щелочи, пассивного элемента, которые в этом случае играют роль, сравнимую с ролью Серы и Ртути, но которые, естественно, отличаются от них по существу в том, что это тела, а не принципы. Соль нейтральна и предстает в основном в кристаллической форме, что может окончательно подтвердить перенос такого обозначения.

Это «кубический камень» масонского символизма. Следует, впрочем, уточнить, что речь при этом идет об обычном «кубическом камне», а не о «кубическом камне с острием», который, собственно, символизирует Философский Камень, пирамиду, которая поставлена на куб, представляющую собой духовный принцип, зафиксированный на основании, образованном Солью. Можно заметить, что план этого «кубического камня с острием», то есть квадрат, над которым возвышается треугольник, отличается от алхимического знака Серы только заменой квадрата на крест; оба символа имеют одно и то же числовое соответствие, 7 = 3 + 4, где семерка оказывается составлена из высшей троичности и низшего кватернера, соответственно «небесного» и «земного» друг по отношению к другу. Но замена креста на квадрат обозначает «фиксацию» или «стабилизацию» в постоянной «сущности», что обычная Сера проявляет пока только в виртуальном состоянии и которая в действительности может реализоваться только принимая в качестве точки опоры то самое сопротивление, которое оказывает Ртуть как «материя для обработки».

Из того, что мы сказали ранее, можно понять важность тела (или «ограничивающего» элемента, соответствующего ему в условиях другого состояния существования) как «опоры» инициаической реализации. Добавим в этой связи, что если Ртуть есть сначала «материя для обработки», как мы только что показали, то Соль становится таковой после и в другом отношении, как это показывает образование символа «кубического камня с острием». С этим связано различение, которое делают герметисты между «первой материей» и «последующей материей».

С этой точки зрения трансформация «грубого камня» в «кубический камень» представляет собой обработку, которую должна претерпеть обычная индивидуальность, чтобы быть способной служить «опорой» или «основанием» инициатической реализации. «Кубический камень с острием» представляет собой действенное присоединение к этой индивидуальности надындивидуального принципа, конституирующего саму инициатическую реализацию, которая может рассматриваться аналогичным образом и, следовательно, должна быть представлена тем же символом на его разных ступенях, что достигается соответствующими операциями с ними, хотя и на разных уровнях, каковы «работа в белом» и «работа в красном» алхимиков.

Рациональные основания теории

Ртутно-серная теория происхождения металлов, призванная объяснять такие свойства металлов, как блеск, ковкость, горючесть, и обосновывать возможность трансмутации , была создана в конце VIII века арабским алхимиком Джабиром ибн Хайяном . Согласно данной теории, в основе всех металлов лежат два «принципа» - ртуть (философская ртуть) и сера (философская сера). Ртуть является «принципом металличности», сера - «принципом горючести». Принципы теории, таким образом, выступали как носители определённых химических свойств металлов, установленных в результате экспериментального изучения действия высоких температур на металлы.

Алхимические принципы, в свою очередь, образованы элементами-стихиями : ртуть содержит воду и воздух, а сера - землю и огонь. Философская ртуть и философская сера не тождественны и сере как конкретным веществам. Обычные ртуть и сера представляют собой своего рода свидетельства существования философских ртути и серы как принципов, причём принципов скорее духовных, нежели материальных.

Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в земле, дают серу, мокрые - ртуть. Сера и ртуть, соединясь затем в различных отношениях, и образуют семь металлов: железо , олово , свинец , медь , серебро и золото . Золото как совершенный металл образуется, только если вполне чистые сера и ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. В земле, согласно Джабиру, образование золота и других металлов происходит постепенно и медленно. «Созревание» золота можно ускорить с помощью некоего «медикамента» или «эликсира », который приводит к изменению соотношения ртути и серы в металлах и к превращению последних в золото и серебро .

Термин эликсир (al-iksir) происходит от греческого xerion , то есть «сухой»; позднее в Европе эта субстанция получила название философского камня (Lapis Philosophorum ). Поскольку процесс превращения несовершенных металлов в совершенный может быть отождествлён с излечением металлов, эликсир, согласно представлениям последователей Джабира, должен обладать ещё многими магическими свойствами - исцелять все болезни, и, возможно, давать бессмертие (отсюда - «эликсир жизни » ).

Проблема трансмутации металлов, таким образом, в рамках ртутно-серной теории сводится к задаче выделения эликсира, обозначаемого в алхимической символике астрологическим символом Земли.

Поскольку свойства таких веществ, как соли металлов, довольно сложно объяснить с использованием двух принципов, Ар-Рази в конце IX века усовершенствовал теорию, добавив в неё третий принцип, «принцип твёрдости» - философскую соль. Ртуть и сера образуют твёрдые вещества лишь в присутствии этого третьего принципа. В таком виде теория трёх принципов приобрела логическую завершённость; однако в Европе всеобщее признание данный вариант теории получил лишь в XV-XVI веках благодаря работам Василия Валентина , а затем Парацельса и его последователей («спагирики»).

Ртуть и сера в эзотерике и алхимической символике

Неотъемлемой составной частью ртутно-серной теории в европейской алхимической традиции являлось её эзотерическое , спиритуалистическое толкование.

Ртуть (Меркурий) отождествлялся в алхимии с женским, летучим, пассивным началом, а сера (Сульфур) - с мужским, постоянным, активным. Ртуть и сера имели огромное количество символических имён. В алхимической символике они изображались в виде крылатого и бескрылого драконов , либо в виде женщины и мужчины (обычно королевы и короля), одетых в белые и красные одежды соответственно . Соединение короля и королевы составляло алхимический брак; результатом этого брака являлся гермафродит («ребис»), служивший обычно символом эликсира.

Три алхимических принципа составляли важную часть нумерологических построений алхимиков, согласно которым материя имеет: четыре угла, четыре элемента - в своей добродетели; три угла, три принципа, - в своей субстанции; два угла, два семени, мужское и женское, - в своей материи; один угол, всемирную материю, - в своём корне. Сумма чисел в этом построении равна десяти - числу, ставящемуся в соответствие материи (иногда - золоту).

Литература

  • Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. - М.: Наука, 1980. 399 с.
  • Пуассон А. Теории и символы алхимиков // Теории и символы алхимиков. М.: Новый акрополь, 1995. 192 с.
  • Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. - М.: Наука, 1979. 392 с.
  • Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX века. - М.: Наука, 1969. 455 с.

Ссылки

  • Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры (фрагмент)

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Hveprv - Магический портал