Hveprv - Магический портал

В статье Боги древней Греции .)

По поверью древних, на земле были такие страны, где царила вечная ночь и солнце никогда не восходило над ними; и в такой стране помещали они вход в подземное царство Аида .

Мифы древней Греции. Аид. Царь поневоле

Его орошали три реки: Ахеронт , Стикс и Коцит . Именем Стикса клялись боги , и эти клятвы считались ненарушимыми и страшными. Стикс катил свои черные волны среди безмолвной долины и девять раз огибал царство мертвых. Ахеронт, грязная и мутная река, охранялась перевозчиком .

Его описывают в таком виде: в грязной одежде, с нечесаной длинной белой бородой, он одним веслом управляет своей лодкой, в которой перевозит тени умерших, тела которых на земле уже погребены; лишенных же погребения он безжалостно отталкивает, и тени эти осуждены вечно странствовать, не находя покоя (Вергилий). Древнее искусство так редко изображало Харона, что тип его стал известен только благодаря поэтам. Но в Средние века мрачный перевозчик фигурирует на некоторых памятниках искусства. Микеланджело поместил его в своей знаменитой фреске «Страшный суд», изобразив его перевозящим грешников.

Харон перевозит души умерших в подземное царство. Картина П. Сюблейра, 1735-1740

За перевоз надо было платить, и верование это так укоренилось, что мертвым клали в рот мелкую монеты (обол) для расплаты с Хароном. Скептик Лукиан насмешливо замечает: «Людям не приходило в голову, в ходу ли эта монета в подземном царстве, а также они не соображали того, что лучше было бы не давать этой монеты умершим, потому что тогда их бы не захотел перевозить Харон, и они могли бы вновь вернуться к живущим».

Как только тени умерших были перевезены через Ахеронт, на другом берегу встречал их Цербер , или адский пес с тремя головами, лай которого так устрашал умерших, что отнимал у них даже всякую мысль о возможности возврата туда, откуда они прибыли. Затем тени должны были предстать перед Аидом, царем Ада, и его супругой Персефоной (у римлян – Прозерпина ).

Боги Аид и Персефона на троне. Греческая терракота I половины V в. до Р. Х. из Локр Эпизефирских

Но Аид сам не судил мертвых, это исполняли подземные судьи: Минос , Эак и Радаманф . По словам Платона , Эак судил европейцев, Радаманф – азиатов (его всегда изображали в азиатском костюме), а Минос должен был, по повелению Зевса , приходить на помощь двум первым судьям в сомнительных случаях.

Прекрасно сохранившаяся живопись на одной античной вазе изображает царство Аида. Посреди находится его дворец. Властелин преисподней сидит на троне, держа в руке скипетр; подле него стоит Прозерпина с зажженным факелом в руке. Наверху, по обе стороны дворца, изображены праведники, ниже: направо – Минос, Эак и Радаманф, налево – Орфей играет на лире, внизу же находятся грешники, среди которых можно узнать Тантала по его фригийской одежде и Сизифа по скале, которую он катит.

Персефоне не было дано активной роли в Аду. Адская богиня Геката призывала мстительных фурий (Эриний) , которые хватали грешников. Геката была покровительницей волшебства и заклинаний; ее изображали в виде трех соединенных вместе женщин: этим как бы поясняется, что власть ее распространялась на небо, землю и ад. Первоначально Геката не была богиней Ада, но она подарила Европе румяна и тем как бы вызвала восхищение и любовь Зевса. Ревнивая жена Зевса, Гера , стала ее преследовать. Геката должна была укрыться от нее под погребальной одеждой и тем сделалась нечистой. Юпитер приказал очистить ее в водах Ахеронта, и с тех пор она стала богиней подземного царства.

Немесида , богиня мести, исполняла в царстве Аида почти такую же роль, как Геката, она изображалась с согнутой у локтя рукой, чем намекалось на локоть – меру длины в древние века: «Я, Немесида, держу локоть. Зачем, спросишь ты? Потому что я напоминаю всем, что не надо превышать меры».

Историк Павсаний описывает картину художника Полигнота , изображающую царство Аида: «Прежде всего, вы видите реку Ахеронт; берега ее покрыты тростниками; в воде видны рыбы, но это скорее тени рыб, нежели живые рыбы. На реке лодка, в лодке гребет перевозчик. Нельзя хорошенько различить, кого перевозит Харон. Но невдалеке от лодки Полигнот изобразил ту пытку, которой подвергается жестокий сын, осмелившийся поднять руку на отца: она состоит в том, что собственный отец его вечно душит. Подле этого грешника стоит нечестивец, осмелившийся грабить храмы богов; какая-то женщина смешивает яды, которые должен он вечно пить, испытывая при этом страшные мучения. В те времена люди чтили и боялись богов; поэтому художник поместил в Аду нечестивца, как одного из страшнейших грешников».

Бог Гермес и души умерших на берегу Ахеронта. Картина А. Хиреми-Хиршля, 1898

Из описаний античных поэтов мы знаем о пытках, которым подвергались в царстве Аида за свои преступления самые знаменитые грешники, – например, Иксион , Сизиф, Тантал и дочери Даная – Данаиды . Иксион оскорбил богиню Геру нечестивыми домогательствами к ней, за что был привязан змеями к колесу, которое вечно вертелось. Сизиф должен был вкатывать огромную скалу на вершину горы, но лишь только скала дотрагивалась до этой вершины, как невидимая сила сбрасывала ее в долину, и несчастный грешник, обливаясь потом, должен был вновь начинать свою трудную, бесполезную работу. Тантал был приговорен стоять по горло в воде, но лишь только он, мучимый жаждой, хотел напиться – вода уходила от него; над головой его висели ветки с прекрасными плодами, но стоило ему, голодному, протянуть к ним руку, как они поднимались до небес. Данаиды в царстве Аида были приговорены вечно наливать воду в бездонную бочку.

Противоположностью страшному царству Аида являлись у греков Елисейские поля , местопребывание безгрешных.

Глубоко под землей царствует злой и коварный бог Аид. Печальные владения его полны мрака и чудовищ. Сюда запрещен вход живым душам, а мертвые бесцельно скитаются по лугу, засаженному асфоделями, или же мучаются в вечных страданиях.

История появления и образ

В мифологии Древней Греции Аид имеет двойное значение: это и имя бога подземного царства мертвых, и сама преисподняя, куда попадают души после смерти. Царство теней в античной традиции расположено на западе, сразу за рекой Океан. Впрочем, у Гомера можно обнаружить два места, куда на покой отправляются живые существа: человеческие тени обитают в Аиде, а низвергнутые титаны – в Тартаре.

Аид как бог обладает богатой биографией и играет серьезную роль в мифологии. Отпрыска титана (или бога земледелия) Крона и титаниды Реи отец при рождении поглотил, как и других своих детей – , и . Позже Аид участвовал в первой войне богов и титанов на стороне олимпийцев, а при разделе мира встал у руля Царства мертвых.

В античности Аида чтили как владыку подземных богатств – он даровал урожай из недр земли. Такое представление появилось не случайно. Имя страшного бога боялись произносить вслух, поэтому исследователи античного эпоса считают, что второе имя, укоренившееся в 5 веке, – Плутон – тот получил благодаря подбору людьми эпитетов. В итоге Аида наделили чертами и особенностями бога богатства и плодородия Плутоса, и характеристика образа немного смягчилась.


В сказаниях у Аида есть шапка-шлем, делающая владельца невидимым, – подарок циклопов за освобождение. Безжалостный, хитрый и мрачный, подземный Зевс, как называл его , насылает на людей томительное чувство безнадежности и обреченности, с помощью меча запирает в Царстве мертвых души. Еще одна способность бога – умение оживить умершего, однако он редко использует этот дар, потому считает неправильным нарушать законы жизни.

По внешности Аид поход на Зевса. Божество представляли в виде мужчины преклонных лет с роскошной бородой. Иногда его изображали с двузубыми вилами или со скипетром, наконечник которого венчают головы трех псов. Аид имеет возможность выходить из Царства мертвых и колесит по миру в повозке, запряженной черными лошадьми.

Аид и Царство мертвых

В зрелой греческой мифологии в Царство мертвых ведут несколько троп. Души и живые гости (а таких посетителей было немало) заходят как минимум через три двери: у Тенарского мыса (Лакония), у итальянского озера Аверн и в Пилосе (на западе Пелопонеса). Через реку Ахерон, отделяющую мир мертвых от преисподней, пришельцев перевозит хмурый Харон. Теней радушно встречает трехглавый пес – запускает гостей внутрь, но уже никого не выпускает.


Затем душам предстоит предстать перед , Эаком и Радамантом, которые наделены полномочиями судить поступки людей. Если тяжкие грехи не обнаружены, душа делает глоток из реки Леты, навсегда забывает прежнюю жизнь и отрешенно бродит по бескрайнему полю, где цветут асфодели. Великие грешники, совершившие тяжкие преступления, обречены терпеть мучения на берегах реки Стикс. Впрочем, мученикам дается возможность вымолить прощение у жертв и тоже поселиться на лугу с асфоделями: раз в год души всплывают на озере Ахерусия, где встречаются с теми, кого обидели.

Аид правит Царством теней вместе с супругой . Покровительницу плодородия бог однажды похитил у ее матери Деметры и насильно взял в жены. Родительницу подкосило горе из-за расставания с любимой дочерью, да так, что земля перестала приносить плоды.


В отчаянии богиня обратилась к Зевсу с требованием вернуть Персефону, и верховный бог приказал брату исполнить просьбу. Аид согласился, но пошел на хитрость – накормил жену гранатом, поэтому той суждено было вернуться в мрачное подземное царство. С тех пор Персефона две трети года обитает на земле, а в остальное время помогает мужу править Аидом.

Аид и другие герои мифов

Страшный бог упоминается в мифе об . Музыкант и поэт в надежде найти погибшую возлюбленную спустился в царство мертвых. Волшебной музыкой арфы мужчина сумел покорить сердце Аида, и властелин преисподней разрешил Эвридике вернуться на землю.

В сказаниях Аид взаимодействует с россыпью персонажей. В число главных обидчиков властелина Царства мертвых вошли и .


В одних мифах сказано, что Геракл ранил Аида в плечо во время сражения за город Пилос. В других – увечье бог получил, когда бесстрашный герой, сын Зевса, явился к вратам преисподней, чтобы украсть для царя Еврисфея ужасного трехглавого охранника Цербера.

Тесей же потребовал у Аида отдать Пирифою, царю лапифов, супругу Персефону. Разгневанный властелин подземного царства не показал эмоций, решив хитростью победить обидчиков: предложил Тесею и Пирифою устроиться поудобнее на троне. Когда те уселись, то крепко к нему приросли. Позже Тесея спас Геракл, а вот царь лапифов так и остался коротать век в мрачном подземелье.

Экранизации


Аид в мультфильме "Геркулес"

Кинематографисты с удовольствием работают с материалом, основанным на древнегреческих мифах, и Аид засветился в нескольких фильмах. С участием персонажа даже выпустили мультфильм и сериал – «Геркулес». Бог загробного мира планирует свергнуть брата Зевса и захватить власть в мире живых. Планам мешает племянник Геркулес, которого божество пытается всеми способами уничтожить. В русском дубляже антагониста озвучивает актер Николай Буров.

Одна из главных ролей владыке Царства мертвых отдана в фильме «Гнев титанов» (1981) и ремейке «Битва титанов» (2010). Первый приключенческий боевик снял Джонатан Либесман, а продолжение создал Луи Летерье. В образе Аида предстал .

В 2009 году зрители увидели киноадаптацию романа «Перси Джексон и Похититель молний». Злодей Аид охотится на молнии Зевса. Роль исполнил британец Стив Куган.

Авторы телесериала «Зов крови», выходящего на канадском телевидении с 2010 года, тоже поэкспериментировали с образом Аида, превратив его в отца главной героини по имени Бо – сверхъестественного существа, энергетического вампира, но девушки с доброй душой. В Аида перевоплотился .


Сериальная жизнь бога продолжилась в работе Эдварда Китсиса и Адама Хоровица «Однажды в сказке». В этой фантазии герой выступает как антагонист. Костюм Аида примерил американец Грег Джерманн.

Бог Аид – правитель подземного царства у древних греков. Он считался братом Зевса и согласно некоторым источникам, старшим. Называли Аида еще Гадесом. Люди боялись произносить его имя вслух, поэтому использовали другие названия, к примеру, «Незримый». С этим богом ассоциировалось много негативных вещей.

История бога подземного царства Аид

Несмотря на то, что этот Бог нес ответственность за царство мертвых, люди не видели в нем каких-то злых черт. Внешность Аида была схожа с Зевсом. Представляли его мужчиной в возрасте с большой бородой. Одним из главных бога Аида являлся шлем, который даровал ему невидимость и возможность проникать в разные места. Это был подарок, который сделали ему циклопы. Еще один несменный атрибут – двузубые вилы. Был у Аида и скипетр с головами трех псов, которые ассоциировались с Цербером, охраняющим вход в царство мертвых. Древнегреческий Бог Аид передвигался на колеснице, запряженной исключительно черными конями. Его стихией считается земля и прах. Что касается цветов, символизирующих Аида – дикие тюльпаны. В жертву этому богу приносили черных быков.

Одно из значимых событий в мифологии Древней Греции – война между титанами и богами. В нелегкой борьбе первыми стали Зевс, Аид и Посейдон. Затем произошло разделение власти путем жребия, вследствие чего Гадес получил царство мертвых и власть над душами. Греки часто изображали бога Аида в качестве охранника царства мертвых и судьи для каждого человека. Кстати, спустя некоторое время отношение к нему стало более снисходительное и Гадеса начали представлять как бога и изобилия. В таком случае на изображениях в его руках находился рог изобилия, в котором были разные плоды или драгоценные камни. К такому выводу греки пришли из-за того, что воскресшие души начали сравнивать с зерном, которое закапывают в землю, а оно прорастает и дает человеку пищу. К тому же немалую роль в этом сыграла его жена Персефона, которая была богиней плодородия.

Несмотря на то, что Бог Древней Греции Аид был привязан к царству мертвых он проводил время на земле и на Олимпе. Наиболее известное появление было связано с тем, что Геракл ранил его своей стрелой, и Аид был вынужден просить помощи у других богов. Еще один значимый случай появления Гадеса на Олимпе был связан с похищением Персефоны, которая впоследствии стала его женой. Ее мать после исчезновения дочери очень страдала и забросила свое дело, а отвечала она за плодородие. В итоге это привело к серьезным последствия, поскольку люди были лишены урожая. После этого Зевс принял решение, что Персефона 2/3 года будет находиться с матерью и только остальное время вместе с Аидом.

Согласно некоторым произведениям искусства и мифам трон греческого бога Аида был сделан из чистого золота, а находился он в центре главной залы подземного царства. По мнению некоторых источников, изготовил его Гермес. Аид всегда суров и непреклонен. Никто не смел, сомневаться в его справедливости, поэтому решения считались законом. Рядом находилась его жена, которая всегда была грустной, а вокруг сновали богини мук и страданий. На многих картинах Аид изображен с головой задом наперед. Это объясняется тем, что он никогда не смотрит в глаза, поскольку они у него мертвые. Несмотря на то, что Аид является владыкой мертвого царства его не стоит сравнивать с Сатаной. Он не является врагом людей или искусителем. Греки считали смерть определенным переходом в другой мир, где Гадес является правителем. Души в темное царство проводил дух смерти. В основном люди отправлялись туда не по своей воле. Хотя некоторые добровольно спускались к Аиду, чтобы повстречаться с ним, к примеру, это было одно из героических заданий Психеи.

Если верить древнегреческому поэту Гесиоду, жившему в VIII веке до нашей эры, то у бога подземного царства Плутона было, что называется, трудное детство. Сразу же после рождения он был съеден собственным папашей — богом времени Кроносом. Нельзя сказать, что тот был совсем уж закоренелым злодеем и не любил детей, нет, просто ему было предсказано, что один из его сыновей, рождённых от законной жены Реи, однажды свергнет его и воссядет на царствование. Вот он и принял разумные, по его мнению, меры.

Братья-боги делят между собой мир

Каким образом Плутону удалось снова оказаться на белом свете — трудно сказать. Согласитесь, ведь не каждому случается побывать не только в материнском чреве, но и в отцовском. Однако всё закончилось благополучно, и, достигнув зрелого возраста, он вместе со своими родными братьями — Зевсом и Посейдоном, принял участие в разделе мира. Кстати сказать, в детстве бог Плутон носил имя Аид, а своё настоящее имя получил лишь в V веке.

Этому разделу предшествовала суровая борьба с другими претендентами на мировое господство — шестью братьями-титанами и шестью их сёстрами-титанидами. Так что сражаться Плутону и его братьям пришлось с превосходящими силами противника. Но они победили, и в результате каждый получил свою долю мироздания. Плутону-Аиду досталось подземное царство, оно же — царство мёртвых. Хозяином он был весьма гостеприимным, и не было случая, чтобы кого-нибудь отказался впустить в свои владения. Вот только обратно никто от него не возвращался.

и подземных богатств

Но не всё так мрачно и печально. Бог Плутон по греческой, а позднее и по римской мифологии - ещё и бог подземных богатств и плодородия. Именно в его владениях помещаются бесчисленные россыпи драгоценных камней и металлов, и из земных недр возрастает всё, что потом украшает наши столы. Богатства эти приходилось сторожить, и Плутон лично занимался этим, не доверяя никому столь ответственного дела, за что получал от почёт, уважение, и жертвоприношения в виде чёрных быков.

Вынужденные (и не только) отлучки Плутона

Однако иногда Плутон - бог подземного царства - покидал свои владения и поднимался на поверхность земли. Но, надо сказать, никого своим появлением не радовал, та как делал он это с единственной целью — увлечь в свою вотчину очередную жертву. Исключения составляли лишь его «инспекционные» вылазки — проверки, нет ли где-нибудь в земле случайной трещины, через которую может проникнуть в подземелье луч света. Очень не любил хозяин подобные вольности. Правда, злые языки ещё тогда утверждали, что у Плутона, по секрету от его жены Персифоны, были на поверхности земли кое-какие увлечения. Ну да не наше это дело — не будем сплетничать.

Выезжал обычно бог Плутон необычайно эффектно. Нёсся на четвёрке чёрных коней, запряженных в колесницу. Правил он стоя во весь рост и держа в одной руке поводья, а в другой - двузубец, которым поражал любое препятствие, возникшее на пути. Кстати сказать, свою законную жену он похитил и привёз во время одной такой поездки. Где-то Персефона зазевалась (или сделала вид) - и вмиг оказалась в подземном царстве. Но, надо отдать ему должное, отношения узаконил и сделал её царицей плодородия.

Подземное царство

Очень поэтично описывают царство бога Плутона древнегреческие поэты. От них мы узнаём, что там протекает знаменитая река мёртвых Стикс, через которую старый Харон переправляет на лодке души умерших, и оттуда берёт начало источник под названием Лета, который, выходя на поверхность земли, погружает в забвение всё живое. В этом царстве, в которое не проникает ни один луч света, мрачные поля Аида вечно покрыты дикими тюльпанами, а над ними с печальным шелестом носятся души умерших. Их стоны подобны плачу осеннего ветра.

Страшный обитатель подземного мира — трёхглавый пёс Цербер - охраняет царство бога Плутона. Вид его ужасен. На шее у монстра с шипением извиваются змеи, а зубастые пасти готовы пожрать каждого, кто нарушит покой подземелья. Он всех впускает, но ни одного ещё не выпустил из этого мира, где нет ни радости, ни печали.

Общество подземного мира

По свидетельству всё тех же поэтов, которые всё так хорошо разглядели в царстве, где нет ни единого луча света, общество там довольно многочисленное. В центре, на золотом троне, восседают бог Плутон и его жена Персефона, а у подножья располагаются судьи Минос и Радамант. Над головами сидящих парит, раскинув свои чёрные крылья, Танат. В его руках разящий меч, а рядом - его неразлучные спутницы Керы, мрачные девы, духи смерти.

Здесь же, в качестве прислуги, Эринии, а рядом с ними - молодой красавец с горстью маковых головок в руках. Этого юного бога зовут Гипнос. Он умеет из мака делать напиток, от которого повергаются в сон и люди, и боги. Впрочем, нас этим не удивишь. Дополняет общество трёхголовая богиня Рекаша со своими неизменными спутниками — приведениями и чудовищами. Она тоже иногда поднимается на поверхность земли и, прогуливаясь по ночам, посылает людям страшные сны.

Бессмертные боги Олимпа

Прошли века, на смену древнегреческому Аиду пришёл Плутон. Со временем и он канул в Лету, а язычество уступило место истинной вере. Но всё так же очаровывают наш слух легенды о древних обитателях Олимпа, таких же бессмертных, как волны Средиземного моря, под шум которых они родились.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Hveprv - Магический портал